Стимулом для развития производственных отделов в аптеках может послужить рост спроса на экстемпоральные формы. А он создается в том числе медицинским сообществом, когда врач назначает внутриаптечную заготовку и выписывает рецепт на индивидуальные рецептурные прописи.
![]() |
Гладкова Елена
Генеральный директор аптечной сети "Аптека 245 Дежурная аптека" (г. Тольятти), президент Самарской областной фармассоциации, участник Альянса фармацевтических ассоциаций |
Чтобы такая практика вновь стала распространенной, препараты аптечного изготовления должны войти в стандарты лечения и/или методические рекомендации.
Однако и этого недостаточно. Те изменения, которые недавно были внесены в ФЗ "Об обращении лексредств", решают одну из многих проблем: изготовление малых дозировок лекарственных форм, используемых в основном в педиатрической практике. Остальные вопросы деятельности РПО по–прежнему остаются острыми.
Чтобы по-настоящему возродить экстемпоральное направление, нужно снять оставшиеся ограничения, отнести аптечное изготовление к социально значимым видам деятельности и предусмотреть специальные меры господдержки. Это могут быть налоговые льготы, меньшие размеры страховых взносов с ФОТ для тех сотрудников, которые заняты в данном виде деятельности, и любые другие преференции, способные снизить экономическую нагрузку производственной аптеки в современных условиях.
Не могу не сказать и о кадровом вопросе. В производственных аптеках он сильнее всего затрагивает провизора–аналитика: этот специалист в большом дефиците не только в нашем регионе — в остальных тоже. Ведь сейчас для присвоения данной квалификации требуется двухлетнее обучение в ординатуре. Даже если учебу оплатит аптечная организация, сложно найти сотрудника, готового провести в статусе учащегося еще два года, если у него уже есть квалификация, позволяющая работать по специальности и строить карьеру. На мой взгляд, вузы в рамках пятилетнего обучения могут в полном объеме обучить будущих провизоров необходимым методам контроля и анализа лекпрепаратов, изготавливаемых в аптеке. И такой подход успешно применялся не одно десятилетие.
Та же ситуация с ординатурой для провизора–технолога. На сегодня она нецелесообразна и затраты на нее (со стороны студентов или государства) вряд ли обоснованы. Чем провизор–технолог в действительности отличается от "обыкновенного" провизора? Что в его компетенции есть такого, чего нет у других фармспециалистов (провизора и фармацевта)?
Системная проблематика, о которой я сказала выше, может сохраниться и в готовящихся правовых актах по регулированию деятельности РПО (пусть и в несколько ином виде). Чтобы избежать этого, важно понимать, что нет необходимости дублировать правовые нормы, регулирующие одни и те же процессы (например, вводить в НАП специальные положения об экстемпоральных препаратах). Ведь основные положения, регламентирующие процесс аптечного изготовления, закреплены в ФЗ-61, а правила данной деятельности — в действующем приказе Минздрава от 26.10.2015 №751н и в том проектируемом, который придет ему на смену. Зачем повторять их и устанавливать избыточные требования? И не приведет ли такой подход к усилению административной нагрузки на аптеку в тех случаях, когда нарушений с ее стороны не происходило?
По поводу проекта приказа, который должен заменить действующий №751н, скажу только одно: из него были полностью исключены нормы, регулирующие изготовление гомеопатических препаратов. А отсутствие правового регулирования процесса изготовления и контроля качества данных лекарств поставит деятельность гомеопатических аптек "вне закона". Мы обратились к разработчикам проекта с просьбой разрешить данное расхождение и надеемся, что нас услышали.
Увы, практика последних двух-трех десятилетий показывает, что новый нормативный документ редко становится лучше прежнего. Причина – в отсутствии научно–методического подхода и нехватке квалифицированных кадров. Именно они были основой действовавшего в советское время НИИ Фармации, о необходимости возрождения которого мы все чаще слышим в профессиональных кругах.
С 2010 года, когда был принят Закон "Об обращении лекарственных средств", установивший запреты на изготовление аптеками лекарств из незарегистрированных субстанций и готовых лекформ, а также на внутриаптечное изготовление лекформ, выпускаемых промышленностью, многие производственные аптеки закрылись. И только некоторые (их, к сожалению, меньшинство) смогли адаптироваться к новым требованиям.
Поэтому задача на сегодня заключается в том, чтобы те нормативные документы, которые активно прорабатываются и готовятся к принятию, не привели к закрытию оставшихся РПО. Смогут ли аптеки, имеющие производственные отделы, перестроиться и соблюсти меняющиеся правила? Это мы узнаем уже к концу года.
Ссылка на оригинал: https://mosapteki.ru/material/neobxodimo-otnesti-aptechnoe-izgotovlenie-k-socialnoyo-sfere-16306
Другие новости