img
Инструкция по входу в ЛК
Зарегистрироваться на цикл
Для регистрации на образовательные циклы нажимаем сюда

Новости

Роста потребления не предвидится. Куда двигаться российской фарме?

Вернуться назад

Лекарственный рынок – сложный, высоко конкурентный, но достаточно стабильный – пребывает сегодня в стагнации, констатируют эксперты. Он не деградирует, но особо и не растет. Но, как известно, все, что не развивается, неминуемо приходит в упадок. Поэтому перед отечественной фармой сегодня стоит важная задача – найти новые возможности для развития. В чем они могут заключаться? 

С 2009 года объем российского фармрынка постоянно растет и сейчас составляет почти 1,3 трлн. руб. Причем, доля отечественных препаратов, реализуемых внутри страны, превысила 30% – две из трех упаковок, приобретаемых сегодня в стране, – лекарство нашего производства.

В какой форме сегодня фарма?

По мнению генерального директора DSM Group Сергея Шуляка, «отношение россиян к исконно отечественным лекарствам, а также к препаратам, производимым на нашей территории, стало в последние годы более лояльным. Свыше 70% лекарств в упаковках, продающихся сегодня в нашей стране, делаются именно у нас, как российскими, так и зарубежными производителями. Отношения врачей к российским препаратам тоже в последнее время изменилось в лучшую сторону».

В рамках реализации государственной программы «Фарма-2020», ставшей существенным стимулом для развития отрасли, было зарегистрировано и выведено на рынок почти 90 наименований лекарственных средств, построено более 35 новых производств, привлечено около 150 млрд рублей частных инвестиций. 78 иностранных фармкомпаний локализовали свое производство на территории нашей страны, и теперь выпускают у нас 364 препарата. Конечно, еще остаются заводы, которые производят лекарства на старом оборудовании, но существенно выросла доля производств, работающих по стандарту GMP. Значит ли это, что все развивается стабильно и без проблем? Ну, конечно, нет.

За последние годы динамика фармацевтического рынка стала более умеренной. И если, например, в 2012 году рынок лекарств вырос на 16% в год, то в этом году – всего лишь на 4%. «На сегодня очевидны два пути дальнейшего роста, – считает Сергей Шуляк, – один возможен благодаря инвестициям и другой – благодаря росту потребления».

Где деньги, Зин?

Когда на высшем уровне было принято решение внедрить систему ДЛО, государство вложило в фармацевтическую отрасль 70 млрд руб. Благодаря этому вливанию рынок лекарств за год вырос сразу же на 35%. Но сегодня большие деньги на здравоохранение государство выделять не планирует (за исключением 60 млрд руб., направленных на онкологию). Несмотря на то, что бюджет в России в прошлом году впервые за последние 7 лет был исполнен с профицитом, по оценкам специалистов, в целом экономика вырастет не более, чем на 1,5%. А товарооборот – всего на 1,7%. Так что кризисная ситуация в экономике не позволяет надеяться на положительное влияние инвестиций.

«Рассчитывать на рост потребления тоже пока не приходится, – констатирует С. Шуляк, – реальные денежные доходы населения показывают тенденцию к снижению». Инфляция будет увеличиваться, а люди – беднеть. Основная часть населения сегодня имеет доход от 15 до 30 тыс. руб. Более того, за последние 4 года выросла численность населения с доходом ниже прожиточного минимума. Продолжает увеличиваться и задолженность россиян перед банками (в этом году она может вырасти до 16,6 трлн. руб). Нет надежды и на прирост будущих потребителей лекарственных средств, поскольку динамика рождаемости в России отрицательная. При этом не растет и заболеваемость – в стране за последние годы она устойчиво снижалась на 1% в год. Как лекарственной отрасли развиваться в таких условиях? По мнению экспертов, путь один – развивать экспорт.

Выйти за пределы

Программа «Фарма-2020», по мнению исполнительного директора СПФО Лилии Титовой, «выполнила свою главную задачу, приведя мощности отечественных производителей лекарственных средств к мировым стандартам и начав реализовывать программу импортозамещения». Новая же государственная программа «Фарма-2030», в которой разрабатывается стратегия развития отрасли на ближайшие 10 лет, одной из ключевых задач поставила увеличение экспорта. В настоящее время его годовой объем составляет 700 млн долларов, что в 1,5 раза больше, чем в 2010 году. А в ближайшее десятилетие объем экспорта лекарств, по прогнозам Министерства промышленности и торговли РФ, должен вырасти в 5 раз. То есть каждый год он должен удваиваться. Планируется, что к 2024 году объем экспорта фармацевтической и косметической промышленности достигнет 4 млрд долларов. На данный момент основные страны, куда Россия поставляет свою фармацевтическую продукцию – Украина, Узбекистан, Нигерия, Азербайджан, Германия, Латвия и республика Корея.

«Одна из проблем российских производителей лекарственных средств, – говорит Лилия Титова, – в обеспечении рентабельности препаратов. Развитие экспорта – стратегическая необходимость отрасли, поскольку рассчитывать на рост внутреннего потребления сегодня не приходится. Максимальная загрузка современного дорогостоящего оборудования влечет за собой снижение себестоимости препаратов».

С чем выходить на рынок?

Разумеется, на мировом лекарственном рынке нас никто не ждет, в большинстве стран этот рынок и так переполнен. Чтобы «подвинуть» местных производителей, мы не можем брать исключительно ценовым преимуществом, поскольку демпинговать невыгодно и самим нашим фармкомпаниям (слишком высоки затраты на производство).

«Одной из последних тенденций мирового фармрынка стало увеличение производства дженериков, дефляция на которые за последний год составила 9%», – рассказывает С. Шуляк. Доходность дженерикового рынка падает. Поэтому основные деньги фармацевтического бизнеса находятся не там, а в области производства инновационных препаратов и лекарств для лечения орфанных заболеваний.

Поэтому основой предложения российских компаний должна стать уникальность продукта. Выходить на зарубежный рынок имеет смысл только с такими препаратами, которые там еще не представлены. Соответственно, наши фармпроизводители должны сосредоточиться на создании инновационных лекарственных средств, а также на развитии экспорта субстанций, которые могут составить ценовую и качественную конкуренцию этому товару из Китая и Индии, уверены эксперты.

Советский Союз традиционно был силен в производстве вакцин, поставлявшихся в 50 стран мира. И в качестве этих препаратов в те времена никто не сомневался. Мир изменился, и теперь оказаться на мировом рынке нашим производителям не так легко. Лишь некоторым компаниям удалось организовать экспорт своих вакцин из новой России.

Рука помощи от государства

В рамках программы «Фарма-2030» государство проработало несколько механизмов поддержки отрасли. Так, в помощь производителям лекарственных средств создана государственная «Программа повышения конкурентоспособности», которой при желании каждый производитель может воспользоваться. А основным элементом поддержки и развития экспорта должен стать Российский экспортный центр (РЭЦ), который уже сейчас представляет российским экспортерам различные финансовые и нефинансовые меры помощи. «Создание этой организации – большое достижение и реальная поддержка бизнесу», – считает Лилия Титова.

Получение субсидий от государства возможно по трем направлениям: изготовление субстанций, проведение клинических исследований и создание аналогов инновационных препаратов. Многие производители уже успешно воспользовались этим шансом.

Также в поддержку экспортеров стартовал национальный проект «Международная кооперация и экспорт», рассчитанный с 2018 до 2024 год, и курирующий экспорт не сырьевых товаров и услуг. Бюджет его – немал, 957 млрд руб. Но если посмотреть итоги проекта по другим отраслям, то выяснится, что например, металлургия за год дала прирост 12%, химический комплекс – на 12%, мясной – на 22%, а фармацевтика и косметика за 2017-2018 остались на прежнем уровне.

«Конечно, меры государственной поддержки и налоговые льготы для производителей очень важны, но все они не сработают, если сам продукт, предназначенный для экспорта, не будет востребован. И поэтому, прежде всего, наши производители должны найти, с чем именно им имеет смысл выходить на рынок», – считает Л. Титова.

КСТАТИ

В 2018 году средний россиянин тратил на лекарства 9 700 руб. в год. Из них 6 750 руб. составляли собственные средства покупателя, 2 950 руб. доплачивало государство. В упаковках это составило 44 штуки в год (36 препаратов были куплены за свой счет и 8 – за государственный).

Источник: https://lekoboz.ru/farmrynok/rost-potrebleniya-ne-predviditsya-kuda-dvigatsya-rossijskoj-farme

Другие новости

Минздрав намерен сократить перечень индикаторов риска при обращении лекарств

Читать полностью

Изменения по налогам для аптек на УСН в 2025 году

Читать полностью

Как изменится фармотрасль, если бэк-маржа будет сокращена до 5%?

Читать полностью

Правительство сообщило о запуске дистанционных проверок бизнеса

Читать полностью
Оставайтесь с нами на связи!
Подпишись на нашу новостную рассылку
Полезные ссылки Министерство Здравоохранения ПК Роспотребнадзор Росздравнадзор РосТруд Минздрав РФ
Методический центр аккредитации Портал НМиФО Совет НМиФО Маркировка лекарств Уполномоченный по правам предпренимателей в ПК
© Ассоциация
"Фармацевтическое содружество"
Сделано с img в #айтуми img

айтуми медиа

Мы делаем интернет лучше

#айтуми

Друзья!

Так случилось (при участии третьих лиц), что в процессе модернизации сайта безвозвратно утеряны данные о регистрации! Просим всех, кто ранее регистрировался, пройти регистрацию ещё раз.
Спасибо за понимание!
img Вход в аккаунт Вступить в АФС Пробный период Регистрация на цикл

Ассоциация "Фармацевтическое содружество"

Ассоциация "Фармацевтическое содружество" — профессиональная организация для координации предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих профессиональных интересов на фармацевтическом рынке.

Об ассоциации
  • Об ассоциации:

  • О нас
  • Совет ассоциации
  • Преимущества членства
  • Как стать участником АФС
  • Партнеры
  • Документы
  • Наши проекты
  • Контакты
Обучение
  • Обучение:

  • Повышение квалификации
  • Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование
    • Высшее фармацевтическое образование
    • Среднее фармацевтическое образование
  • Образование
Аккредитация
  • Аккредитация:

  • Первичная аккредитация
    • Высшее фармацевтическое образование
    • Среднее фармацевтическое образование
  • Специализированная аккредитация
  • Периодическая аккредитация
    • Высшее фармацевтическое образование
    • Среднее фармацевтическое образование
Биржа труда
  • Биржа труда:

  • Вакансии
  • Ищу работу
Новости FAQ Опросы Галерея Мероприятия Нормативные документы
и информационные материалы
Онлайн-вебинары

Полезные ссылки

Департамент Здравоохранения ПК Методический центр аккредитации
Росздравнадзор Роспотребнадзор
РосТруд Минздрав РФ
Портал НМиФО Совет НМиФО
Маркировка лекарств Уполномоченный по правам
предпренимателей в ПК