В последнее время все чаще мелькают сообщения о том, что аптеки в разных регионах пострадали от мошеннических действий. Причем жертвами обмана становятся не только начинающие фармацевты, но и опытные сотрудники. Чем же аптека так привлекательна для мошенников? Какие самые распространенные способы «развода» существуют и как фармацевтам не попасться на «крючок» мошенников, чтобы не пришлось компенсировать нанесенный финансовый ущерб из своего кармана?
В сознании обывателей, в том числе и тех, кто ведет не совсем честный образ жизни, фармритейл — это прибыльный бизнес. Сами аптекари представляются мошенникам доверчивыми, безобидными «тетеньками» в белых халатах, которые дальше склянки с лекарством ничего не видят. Плюс коллектив в аптеке небольшой — разводить одного человека проще, чем группу.
Поэтому, как правило, объектами своих преступлений мошенники выбирают именно одиночные аптеки, в крайнем случае небольшие сети, где практически нет риска столкнуться с юристами или представителями службы безопасности. А дальше действуют в зависимости от схемы мошенничества, «работая» в часы-пик, когда внимание фармацевта сосредоточено на посетителях, либо предпочитают время затишья, когда будущей жертве не с кем посоветоваться.
Мошенники позиционируют себя как представители контролирующих организаций, представляясь сотрудниками Роспотребнадзора, Росздравнадзора, Трудовой инспекции, прокуратуры и т.д. Далее сообщают о внеплановой проверке, вымогая деньги за помощь в ее прохождении или решении вопроса об отмене. Еще один вариант подобной схемы — необходимость материальной помощи ведомству. К примеру, в Ростовской области было несколько случаев, когда звонивший выдавал себя за руководителя территориального управления Роспотребнадзора и просил аптеки «пожертвовать» лекарственные средства в связи с эпидемией туберкулеза в области. Вариацией на тему были звонки с просьбами о финансовой поддержке ведомства в приобретении дорогостоящего оборудования. И хотя в подлинность призывов сложно поверить, нашлись те, кто такую «помощь» оказал.
Как себя вести?
Распространенный метод вымогательства денег, также основанный на чувстве страха перед надзорными органами. Как правило, в аптеку заходит посетитель и просит продать рецептурный препарат, естественно, без бланка от врача. Когда сердобольный аптекарь отпускает лекарственное средство, появляется служебное удостоверение, например сотрудника Росздравнадзора. Посетитель сообщает, что это была контрольная закупка и предлагает заплатить штраф на месте.
В одной из аптек молодой человек, закутанный в шарф, пожаловался фармацевту на сильную зубную боль, умоляя продать Кеторол. Покупатель клятвенно обещал, что немедленно обратится за медпомощью и рецептом. Получив желаемое, молодой человек ушел, но спустя пару минут вернулся с подельником и обвинил первостольника в должностном преступлении. Откупиться от мнимых контролеров предлагалось за 30 тыс. руб. Если на первый взгляд ситуация не кажется абсурдной, то, например, предложение уменьшить штраф в несколько раз точно должно навести на определенные мысли.
Как себя вести?
Мошенники научились «подделывать» телефонные номера, обращаться к будущей жертве персонифицированно, по имени-отчеству, и легко узнают практически любую личную информацию из баз данных или соцсетей. За доверчивость поплатилась аптекарь из Оренбурга. Фармацевту позвонил неизвестный и представился директором сети аптек, в которой она работает. Собеседник попросил срочно найти 52 тыс. руб. и передать их человеку, которого он пришлет. Вскоре в аптеку действительно обратился таксист, впоследствии положивший денежные средства на счет мошенника за дополнительную плату. Аптекарь только после инцидента догадалась связаться с руководством.
Как себя вести?
Необходимо, чтобы в аптеке была инструкция, где описано, как вести себя сотрудникам в подобных ситуациях. Если четких указаний нет, то при совершении операций с деньгами нужно связаться с руководителем или его доверенным лицом. Согласие получайте только от тех людей, которых вы знаете лично.
В начале пандемии во многих аптеках наблюдался дефицит средств защиты — масок и санитайзеров. У официальных поставщиков их тоже не было, поэтому аптекам, чтобы получить дефицитный товар, приходилось связываться с новыми компаниями, разместившими объявления о продаже в интернете. Кому-то повезло, и они получили заказанный товар, но многих «свежие» контрагенты подвели, просто исчезнув с авансом.
Как себя вести?
Другие новости