В мае на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов появился проект приказа Минобрнауки «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (далее «Проект приказа»), который, в случае утверждения, внесёт изменения в действующий набор квалификаций, в том числе фармацевтических. Сейчас эта сфера регулируется другим приказом Минобрнауки от 12.09.2013 № 1061, имеющим точно такое же название. Когда новый приказ заработает, пока не ясно. Указанная в проекте дата — 1 сентября 2024 г. — вызывает некоторые сомнения, поскольку обычно такие документы не вывешивают за три года до их вступления в силу. Можно предположить, что произошла опечатка, и речь идёт о 1 сентябре текущего года. Рассмотрим положения нового приказа, чтобы иметь представление о том, к чему нас готовит министерство.
Чтобы понять, как тема специальностей профильного высшего образования будет регулироваться новым приказом, вспомним для начала, как обстоят дела с ней сейчас. Для этого заглянем в Приказ № 1061. В нём есть несколько приложений. Они содержат перечни направлений подготовки высшего образования — отдельно для бакалавриата, магистратуры, специалитета, подготовки научно-педагогических кадров, и т. д.
В Приложении № 1 (бакалавриат) Приказа № 1061 фармацевтические направления отсутствуют. Напомним, что бакалавриат — это первая академическая степень высшего образования; она предполагает срок обучения не менее 4 лет и в процессе фармобразования не применяется. В Приложении № 2 (магистратура, то есть, квалификация, приобретаемая по результатам 2‑х летнего обучения после бакалавриата) имеется раздел «Здравоохранение и медицинские науки», который по специальности «Фармация» включает направление подготовки «33.04.01 Промышленная фармация». Кстати, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по нему утверждён Приказом Минобрнауки от 16.02.2017 № 143.
В Приложении № 3 (специалитет, то есть уровень высшего образования, по окончании которого студенту присваивается квалификация специалиста, срок программы обучения не менее 5 лет) также имеется раздел «Здравоохранение и медицинские науки». Именно здесь можно найти хорошо нам знакомую квалификацию «Провизор» специальности «33.05.01 Фармация», которая указана в дипломе каждого, кто получил высшее фармобразование.
Для полноты картины заглянем и в другие приложения. Приложение № 4 — это перечень направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Проще говоря, он касается тех, кто намеревается обучать студентов фармвузов. Здесь по направлению «Фармация» предусмотрены квалификации «Преподаватель-исследователь» и просто «Исследователь». Такое же направление и такие же квалификации содержатся в Приложении № 5 — перечне направлений подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре.
И наконец, ознакомимся с Приложением № 6 действующего Приказа № 1061, включающим перечень специальностей высшего образования по программам ординатуры. Приведём интересующие нас наименования специальностей и квалификации этого Приложения в виде таблицы:
Коды специальностей или групп специальностей |
Наименования специальностей (групп специальностей) |
Квалификация |
33.00.00 | ФАРМАЦИЯ |
|
33.08.01 | Фармацевтическая технология | Провизор-технолог |
33.08.02 | Управление и экономика фармации | Провизор-менеджер |
33.08.03 | Фармацевтическая химия и фармакогнозия | Провизор-аналитик |
33.08.04 | Радиофармацевтика | Провизор-радиолог |
Отметим, что две последние специальности — фармхимия с фармакогнозией и радиофармацевтика — были добавлены в список специальностей высшего образования по программам ординатуры относительно недавно, Приказом Минобрнауки от 23.03.2018 № 210. Отметим, что в другом разделе Приложения № 6, где содержатся медицинские специальности, фигурируют специальность «Клиническая фармакология» и квалификация «Врач-клинический фармаколог».
Теперь перейдём к вопросу о том, что изменится, если Проект приказа будет утверждён, а Приказ № 1061 утратит силу. В ординатуре всё останется по‑прежнему — согласно Приложению № 3 Проекта приказа, четыре наименования специальностей и их четыре квалификации останутся теми же (см. таблицу выше). Изменятся только коды, что не суть важно.
А вот Приложение № 1 Проекта приказа, которое включает интересующий нас специалитет, отличается от ныне действующего. Заглянем в его раздел «Здравоохранение и медицинские науки». Он помещён в концовку приложения, вслед за разделом «Искусство и культура». Согласно этому документу, новый порядок фармспециальностей и направлений подготовки в рамках специалитета предполагается сделать таким, как в нижеследующей таблице:
Коды укрупнённых групп специальностей и направлений подготовки |
Коды специальностей и направлений подготовки | Наименования укрупнённых групп специальностей и направлений подготовки | Квалификация |
51 | ФАРМАЦИЯ | ||
0107.2 | Фармация | Провизор-технолог
Провизор-аналитик Провизор-менеджер Провизор-радиолог |
|
0207.1 | Промышленная фармация | Магистр промышленной фармации (с указанием квалификации по профилю) |
Иными словами, возникает впечатление, что порядок фармспециальностей и направлений подготовки в рамках специалитета собираются гармонизировать с тем набором специальностей и квалификаций, который уже действует в ординатуре.
Но здесь следует сделать одну оговорку. Участники отрасли, естественно, основываются на той версии Проекта приказа с его приложениями, который в настоящее время представлен на сайте regulation.gov.ru. Поскольку этот веб-ресурс является официальным, то приходится ориентироваться на него, даже если возникают вопросы, замечания или сомнения. В начале статьи мы отмечали, что имеются сомнения относительно даты вступления в силу нового приказа. Ещё одно замечание к содержанию представленного на сайте проекта, точнее одного из его приложений, озвучила для наших читателей Елена Неволина, исполнительный директор Союза «Национальная фармацевтическая палата» и Некоммерческого партнёрства «Аптечная гильдия».
По её словам, вероятно, с представленным Минобрнауки на сайте regulation.gov.ru Приложением № 1 Проекта приказа произошла путаница, в результате чего фармацевтические специальности и квалификации этого Приложения совпали с таковыми в ординатуре, чего на самом деле быть не должно. По сведениям Елены Неволиной, после вступления нового приказа в силу в специалитете сохранится старый, то есть, действующий порядок — квалификация «Провизор» специальности «Фармация» (только, скорее всего, изменятся коды). А смысл разработки нового приказа заключается в обновлении других, нефармацевтических специальностей и квалификаций.
Подождём развития событий, а пока поясним пару нюансов. К счастью или сожалению, систему наших специальностей и квалификаций определяет не отраслевой регулятор, а Минобрнауки. Поэтому возникает вопрос — а держит ли оно руку на пульсе насущных профессиональных реалий фармотрасли?
Что можно заметить в подходах этого ведомства? Оно, по‑видимому, исходит из давно укоренившейся традиции готовить в фармвузах специалистов самого широкого профиля. Будущих работников аптек и оптового звена (в том числе, управленцев), специалистов фармпроизводств, системы контроля качества лекарственных средств, работников сферы аптечного изготовления — всех пестуют в «одном котле». Такой порядок действует с советских времён, плох он или хорош — это тема для отдельной дискуссии.
Если представленное Приложение № 1 Проекта приказа — всё‑таки не ошибка, значит, лёд тронулся, и заложены основы специализации в ходе получения высшего фармобразования, а не после него. Но это потребует значительной перестройки системы подготовки кадров в фармвузах — в первую очередь, учебных программ — на что понадобится время. Может быть, в этом и заключается смысл вступления нового приказа в силу не сейчас, а через три года?
Если основываться на действующем приказе Минобрнауки, квалификация «провизор-технолог» есть пока только в ординатуре. Но выйдем из рамок системы высшего фармобразования в законодательное поле профессии и заглянем в Приказ Минздрава РФ от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки „Здравоохранение и медицинские науки“».
Этот нормативно-правовой акт показывает, какие должности может занять выпускник, получивший высшее образование — специалитет по специальности «Фармация». Это должности провизора и провизора-технолога. Дальнейшая подготовка в ординатуре по специальности «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» даёт возможность занять должности провизора-аналитика и заведующего отделом аптечной организации; подготовка в ординатуре по специальности «Фармацевтическая технология» — опять же должности провизора-технолога и заведующего отделом аптечной организации.
Добавим, что трудовые действия, необходимые умения и знания, а также другие характеристики провизора и провизора-технолога изложены в Приказе Минтрудсоцзащиты РФ от 09.03.2016 № 91н «Об утверждении профессионального стандарта «Провизор».
Напомним также, что название этой должности-квалификации — провизор-технолог — существует уже несколько десятилетий. Прямо скажем, оно оторвано от современной реальности, ведь слово «технология» обычно вызывает ассоциацию с производством. Конечно, можно рассматривать технологию как совокупность профессиональных техник, процедур, рабочих процессов, но в таком случае всех специалистов, включая, к примеру, актёров, можно тоже назвать технологами.
Логично было бы обозначить приставкой «-технолог» тех провизоров, кто работает в промышленной фармации. У нас эту приставку приложили к должности провизора-первостольника. Елена Неволина напоминает, что в советское время такое название должности имело под собой некоторое основание, поскольку специалист, несущий её, исполнял функции дефектара, контролировал работу рецептурно-производственного отдела (непосредственно изготовлением занимались фармацевты).
В российском законодательстве приставка «-технолог» к квалификации «провизор» и специальность «Фармацевтическая технология» закрепились стараниями представителей сферы высшего образования, а не фармспециалистов, продолжает Елена Неволина. По её словам, они тогда привели следующее обоснование: «Фармацевтическая технология» включает в себя и технологию продаж.
Исходя из этой логики, мы избежали худшего — появления специальности «Фармацевтические продажи» и квалификации «провизор-продавец». Если серьёзно, то в среднесрочной перспективе следует, наверное, найти более адекватное профессиональное определение должности аптечного первостольника с высшим образованием. Что же касается ближайшей перспективы, то следует дождаться окончательной редакции Проекта приказа со всеми его приложениями.
Ссылка на оригинал: https://www.katrenstyle.ru/articles/blog/chto_napishut_v_diplome
Другие новости