В разных регионах России вакцинация населения от COVID-19 из добровольной стремительно превращается в почти обязательную. Процесс, который несколько месяцев протекал непринуждённо, вдруг забурлил подобно горному потоку, попавшему в затор. Фармацевтов и провизоров эти события касаются далеко не в последнюю очередь. Мы решили сделать краткий обзор того, какие требования по вакцинации предъявляются сейчас к первостольникам и другим работникам аптечных организаций.
На сегодняшний момент новые меры по борьбе с пандемией принимаются большей частью на уровне субъектов РФ. Ситуация в двух самых крупных российских мегаполисах — Москве и Санкт-Петербурге, вызывает, пожалуй, наибольшее беспокойство. «Красная лампочка» замигала в середине июня в виде Постановления от 15.06.2021 № 1 главного государственного санитарного врача по г. Москве «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям».
Начав с краткого сообщения о росте числа заболевших и неблагополучном развитии ситуации, главный московский санитарный врач перечислила категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против COVID-19. Среди прочих в этом списке упомянуты и те, кто работает на основании трудового договора или гражданско-правового договора в сфере торговли, здравоохранения, соцзащиты и соцобслуживания и общественного питания. Таким образом, обязательная вакцинация, безусловно, касается аптечных и медицинских работников.
Второй пункт постановления содержит дедлайны. Руководители организаций и ИП г. Москвы должны принять следующие меры в отношении не менее 60 % своих работников:
Власти, конечно, принимают во внимание то обстоятельство, что у граждан могут быть противопоказания к введению конкретной вакцины. Согласно пункту 3 упомянутого постановления, такие люди должны быть освобождены от вакцинации. Если к тому же учесть довольно высокий процент людей, которые предпочитают от неё воздержаться по другим причинам, то вряд ли нас удивит то обстоятельство, что в первой половине июля многие поспешили получить медицинский отвод от прививки. Впрочем, отзывы тех, кто уже обращался в поликлинику по этому вопросу, сводятся к следующему: похоже на то, что медработникам дано указание быть максимально строгими в предоставлении медотводов.
В любом случае процесс освобождения от вакцинации основан не на «честном слове». Существуют методические рекомендации «Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения» (Письмо Минздрава РФ от 21.01.2021 № 1/И/1-333). Эта вакцина более известна как «Спутник V». В подпункте 2.10 рекомендаций перечислены противопоказания к её применению:
В подпункте 2.11 указано противопоказание для введения второго компонента. Это тяжёлые поствакцинальные осложнения, в частности, анафилактический шок, тяжёлые генерализированные аллергические реакции, судорожный синдром, температура выше 40°С и другие экстремальные реакции на введение первого компонента вакцины.
Не все выбирают «Спутник V». Изложенные в подпункте 6.3 Стандартной операционной процедуры «Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению» (Письмо Минздрава РФ от 21.01.2021 № 1/И/1-332) противопоказания к вакцинации в целом совпадают с теми, что перечислены выше.
По первому пункту имеется уточнение — компонентом, к которому потенциально может проявиться гиперчувствительность, может быть гидроокись алюминия. Кроме того, в случае с «ЭпиВакКороной» прививку разрешено делать не ранее чем через месяц (а не через 2–4 недели) после острых инфекционных и неинфекционных заболеваний, а также хронических заболеваний в стадии обострения. В данном случае противопоказаниями являются также иммунодефицит, злокачественные заболевания крови и новообразования.
Добавим, что в инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата «КовиВак» противопоказания сгруппированы в четыре группы:
Мы сконцентрировались на мерах, принятых в Москве, потому что пока ещё далеко не во всех регионах обязательная вакцинация коснулась работников негосударственных учреждений (к которым относятся большинство аптечных организаций). Похоже, на сегодняшний день самые строгие меры введены в столице. Возможно, у жителей других субъектов РФ всё ещё впереди. Но в любом случае фармацевтам и провизорам предстоит выбрать для себя, как действовать.
Обозначим различные грани проблемы. К сожалению, аптечные первостольники далеко не всегда здоровы в той степени, в какой хотелось бы. И заболевания, перечисленные выше в качестве противопоказаний, а также гиперчувствительность к компонентам и серьёзные поствакцинальные реакции, у них тоже случаются. При наличии противопоказаний собой рисковать никто не хочет и не должен.
Поэтому правильный алгоритм заключается в следующем. Сперва следует принять принципиальное решение, собираетесь ли вы вакцинироваться или нет. Первостольник работает в зоне риска — в аптеки регулярно заходят носители коронавирусной инфекции. Так что положительное или отрицательное решение о вакцинации — это нередко выбор по принципу «из двух зол выбираю меньшее».
Если вы решили привиться, осталось выбрать одну из вакцин и успеть принять первый компонент до 15 июля. Это может быть непросто, потому что «обязаловка» создала очереди и повышенный спрос на вакцину.
Но, предположим, что первостольника обуревают сомнения. Допустим, он недавно перенёс острое заболевание или склонен, например, к аллергическим реакциям. В таком случае, прежде чем записаться на вакцинацию, следует обратиться к лечащему врачу или терапевту своей поликлиники.
Здесь может возникнуть следующая проблема. Жителей нашей страны нередко бросает из одной крайности в другую, особенно в разгар какой‑либо государственной кампании. Это к тому, что в июле и августе врачи, столкнувшись с большим числом посетителей, желающих получить медотвод, могут быть строже, чем обычно.
При условии, что у того или иного первостольника действительно имеются основания для медотвода, можно рекомендовать ему твёрдо отстаивать свою позицию, продемонстрировать врачу знакомство с Постановлением главного санитарного врача и вышеприведёнными правилами проведения вакцинации (в части противопоказаний). В этом деле закон на его стороне.
Тех, кто не хочет прививаться, среди первостольников тоже немало. Некоторые банально «не верят в вакцину» (их вряд ли переспоришь), но есть и более рассудительные оппоненты. Их, например, смущает то обстоятельство, что сейчас по стране «гуляет» уже другой штамм, и насколько эффективно защищают от него вакцины, созданные в период распространения предыдущего штамма, пока не совсем ясно.
Некоторым внушает надежду норма о 60 %. Постановление № 1 обязывает вакцинировать не всех работников той или иной организации «поголовно», а только каждого третьего из пяти или больше. Понятно, что остальные 40 % — это своеобразная «форточка», позволяющая учесть работников с противопоказаниями. Для остальных работников надежды на неё (в случае дословного исполнения постановления контролирующими органами) беспочвенны.
Да, действительно, пункт 2 Постановления № 1 обязывает работодателей организовать вакцинацию не менее 60 % численности сотрудников, но в то же время пункт 1 и пункт 3 этого же документа обязывают вакцинировать всех работников указанных сфер (включая аптечную), кроме тех, кто имеет подтверждённые противопоказания. Иначе говоря, если в какой‑либо организации окажется 15 % сотрудников с противопоказаниями, то остальные 25 % заполнить не имеющими противопоказания сотрудниками постановление не позволяет.
Сейчас многие граждане пытаются предугадать, чем чревато неисполнение распоряжений об обязательной вакцинации. В статье 76 «Отстранение от работы» Трудового кодекса РФ перечислены ситуации и основания, при которых работодатель обязан отстранить работника от работы. В концовке этого списка, включающего, например, алкогольное опьянение или непрохождение обязательного медосмотра, имеется следующая фраза: «в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ».
Такая неопределённая отсылка даёт работодателю массу возможностей отстранить работника, поскольку законов у нас пруд пруди, а нормативно-правовых актов ещё больше. И одна из них срабатывает в случае с обязательной вакцинацией. Процитируем одну из норм пункта 2 статьи 5 «Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики» Федерального закона от 17.09.1998 № 157‑ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»:
«Отсутствие профилактических прививок влечёт… отказ в приёме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями».
Вряд ли кто‑либо сомневается, что в случае судебных разбирательств работодатель легко докажет, что выполнение работ первостольника в период пандемии связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Так что перспектива увольнения в случае отказа от вакцинации без уважительной причины весьма реальная.
Аптечные работники, как и врачи, находятся на передовой борьбы с пандемией и ежедневно рискуют собой. И раз уж их обязывают теперь вакцинироваться, то было бы правильно проявить последовательность в деле их защиты от опасного вируса и обеспечить (как и медработников) респираторами, медицинскими масками и другими средствами защиты в необходимом количестве за государственный счет.
Ссылка на оригинал: https://www.katrenstyle.ru/pharmacy/pervostolnik_i_vaktsinatsiya_uspet_do_15_iyulya
Другие новости