img
Инструкция по входу в ЛК
Зарегистрироваться на цикл
Для регистрации на образовательные циклы нажимаем сюда

Новости

Владимир Шипков: AIPM не поддерживает законопроект о фармацевтическом реестре

Вернуться назад

Владимир Шипков, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) поделился своим мнением о предложении сформировать единый реестр фармакологических активных веществ, в котором будут собраны данные о базовых патентах на конкретные вещества и их правообладателях.

Проблема досрочного введения в гражданский оборот воспроизведенных и биоаналоговых препаратов в период действия патента на оригинальные лекарственные препараты существует и обсуждается на разных уровнях уже несколько лет.

Но, несмотря на поручения правительства РФ о совершенствовании нормативного регулирования в сфере защиты исключительных прав на изобретения, относящиеся к лекарственным средствам, вопрос до сих пор остается нерешенным.

У фарминдустрии может сложиться впечатление, что решение проблемы подменяется иллюзией решения. А тем временем нарушения прав интеллектуальной собственности со стороны недобросовестных участников фармрынка продолжаются, бенефициары обогащаются, а страна не может улучшить свои позиции в глобальных рейтингах инвестиционной привлекательности. И что самое главное, усилилась тенденция на снижение доступности инновационной терапии по сравнению с другими государствами (см. диаграмму).

В преддверии очередного заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в РФ (КСИИ) и во исполнение поручения по итогам прошлогоднего заседания КСИИ 1 сентября 2021 года Минэкономразвития России представило проект федерального закона "О реестре обладающих фармакологической активностью действующих веществ, охраняемых патентами на изобретение". В нем, с одной стороны, признается проблема отсутствия каких-либо превентивных (досудебных) правовых механизмов для предотвращения попадания в оборот препаратов с нарушением прав интеллектуальной собственности, а с другой, не предлагается ее решение и алгоритм администрирования со стороны федеральных органов исполнительной власти.

Согласно пояснительной записке к законопроекту проектируемый реестр будет представлять собой государственный информационный ресурс в сфере защиты исключительных прав на изобретения в области фармацевтики в РФ, а положения законопроекта позволят создать "правовые и организационные основы для удостоверения факта охраны обладающих фармакологической активностью действующих веществ патентами на изобретения, относящиеся к химическому соединению".

Реестр должен стать одним из инструментов целого комплекса правовых мер защиты

При этом возникает ряд вопросов: для каких целей требуется удостоверение факта охраны, и как подтвержденный "факт охраны" поможет правообладателям защитить свои законные интересы в судебном и досудебном порядке, а также свести к минимуму риск попадания в оборот, в том числе в систему госзакупок, потенциально контрафактных лекарств? К сожалению, законопроект не дает ответы на эти вопросы. Поэтому AIPM вынуждена заявить, что не поддерживает законопроект в его нынешней редакции. Одновременно мы, как экспертное сообщество, обладающее профессиональной международной экспертизой, всегда выступаем за конструктивный диалог, нацеленный на достижение взаимоприемлемого результата.

С этой целью разработчику и всем заинтересованным ФОИВам был направлен пакет концептуальных поправок к законопроекту, содержащий предложения как по структуре самого реестра, так и по необходимому комплексу правовых мер, препятствующих обращению лекарственных препаратов с нарушением исключительных прав. По мнению индустрии, эти поправки в большей степени будут способствовать решению задачи.

Прежде всего для достижения декларируемой цели создания государственного информационного ресурса для защиты исключительных прав на изобретения в сфере фармацевтики в РФ необходимо предусмотреть возможность включения в реестр полноценных сведений о действующей патентной охране изобретений, относящихся к лекарственным средствам как химического, так и биологического происхождения. И в том числе сведений о фармацевтических композициях и комбинациях, способах получения и применения в строгом соответствии с действующим гражданским законодательством РФ, а также на основании анализа опыта регуляторов других стран, включая Фармацевтический реестр Евразийского патентного ведомства.

Кроме того, неотъемлемой частью законопроекта должны стать нормативные положения, регламентирующие порядок и правовой механизм использования федеральными органами, судами, госзаказчиками, а также иными заинтересованными сторонами информации, содержащейся в реестре, для обеспечения эффективной защиты прав интеллектуальной собственности при обращении лекарственных препаратов в РФ. Также для практического применения потребуется разработка принципов взаимодействия проектируемого реестра с иными существующими государственными информационными системами, в первую очередь с Государственным реестром лекарственных средств (ГРЛС), Автоматизированной информационной системой (АИС) Росздравнадзора, Реестром изобретений России, а также с Единым реестром зарегистрированных лекарственных средств ЕАЭС.

Создание национального реестра представляет собой только один из инструментов целого комплекса взаимосвязанных правовых мер в рамках как российского, так и евразийского законодательства, направленных на предупреждение нарушений и угрозы нарушений исключительных прав при обращении лекарственных средств.

Среди таких мер можно выделить:

  •  установление возможности выдачи регистрационных удостоверений на воспроизведенные и биоаналоговые лекарственные препараты, в составе которых имеются защищенные патентом изобретения, с отсрочкой начала их действия до окончания срока соответствующей патентной охраны;
     
  •  обеспечение открытости информации о заявлениях, поданных на регистрацию;
     
  •  установление ограничения на осуществление госрегистрации предельных отпускных цен производителей воспроизведенных и биоаналоговых (биоподобных) лекарственных препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП, без согласия правообладателя в период действия исключительного права, удостоверенного патентом;
     
  •  установление ограничения на ввод в гражданский оборот воспроизведенных и биоаналоговых лекарственных препаратов, в составе которых имеются защищенные патентом изобретения;
     
  •  установление обязанности участников государственных закупок предоставлять гарантийные письма (декларации) об отсутствии нарушений прав третьих лиц на результаты интеллектуальной деятельности; права заказчика отклонить заявку на участие в аукционе при установлении факта предоставления участником недостоверной информации об отсутствии нарушения интеллектуальных прав третьих лиц, а также обязанности победителя аукциона возместить убытки, причиненные заказчику, вследствие нарушения интеллектуальных прав третьих лиц при исполнении государственного контракта;
     
  •  установление правовой возможности использования информации из реестра при наложении обеспечительных мер в ходе судебных процессов и т.п.

Реестр "в одиночку", т.е. в отрыве от соответствующего функционала, будет способен лишь на "удостоверение факта охраны" без дальнейшей возможности правового обеспечения такой охраны. Получится некий "чемодан без ручки": и бросить нельзя, и использовать невозможно.

Вряд ли после многолетней совместной работы регуляторов, профессионального и научного сообщества такой подход будет способствовать поддержанию инвестиционного климата и стимулировать вывод на российский рынок современных и эффективных лекарственных препаратов.

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Татьяна Батенева

Ссылка на оригинал: https://rg.ru/2021/10/14/farmeestr-dolzhen-stat-odnim-iz-instrumentov-zashchity-prav-na-izobretenie.html


Другие новости

Открываем регистрацию на первичную специализированную аккредитацию по специальностям "Управление и экономика фармации", "Фармацевтическая технология" для ВО и "Фармация" для СПО в 2025г.

Читать полностью

ВСП предложил оперативно включить в программу госгарантий на 2025 год десять препаратов

Читать полностью

Утверждены правила блокировки продажи фальсифицированных и просроченных лекарств

Читать полностью

На «Здравсити» стартовал всероссийский проект по бесплатным PSP-программам

Читать полностью
Оставайтесь с нами на связи!
Подпишись на нашу новостную рассылку
Полезные ссылки Министерство Здравоохранения ПК Роспотребнадзор Росздравнадзор РосТруд Минздрав РФ
Методический центр аккредитации Портал НМиФО Совет НМиФО Маркировка лекарств Уполномоченный по правам предпренимателей в ПК
© Ассоциация
"Фармацевтическое содружество"
Сделано с img в #айтуми img

айтуми медиа

Мы делаем интернет лучше

#айтуми

Друзья!

Так случилось (при участии третьих лиц), что в процессе модернизации сайта безвозвратно утеряны данные о регистрации! Просим всех, кто ранее регистрировался, пройти регистрацию ещё раз.
Спасибо за понимание!
img Вход в аккаунт Вступить в АФС Пробный период Регистрация на цикл

Ассоциация "Фармацевтическое содружество"

Ассоциация "Фармацевтическое содружество" — профессиональная организация для координации предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих профессиональных интересов на фармацевтическом рынке.

Об ассоциации
  • Об ассоциации:

  • О нас
  • Совет ассоциации
  • Преимущества членства
  • Как стать участником АФС
  • Партнеры
  • Документы
  • Наши проекты
  • Контакты
Обучение
  • Обучение:

  • Повышение квалификации
  • Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование
    • Высшее фармацевтическое образование
    • Среднее фармацевтическое образование
  • Образование
Аккредитация
  • Аккредитация:

  • Первичная аккредитация
    • Высшее фармацевтическое образование
    • Среднее фармацевтическое образование
  • Специализированная аккредитация
  • Периодическая аккредитация
    • Высшее фармацевтическое образование
    • Среднее фармацевтическое образование
Биржа труда
  • Биржа труда:

  • Вакансии
  • Ищу работу
Новости FAQ Опросы Галерея Мероприятия Нормативные документы
и информационные материалы
Онлайн-вебинары

Полезные ссылки

Департамент Здравоохранения ПК Методический центр аккредитации
Росздравнадзор Роспотребнадзор
РосТруд Минздрав РФ
Портал НМиФО Совет НМиФО
Маркировка лекарств Уполномоченный по правам
предпренимателей в ПК