о сравнению с 2018 годом текущий спрос на помещения под аптеки в городе эксперты характеризуют как умеренный. "Процесс поглощения менее эффективных аптечных сетей их более успешными конкурентами почти завершен, и значительного роста спроса в сегменте в ближайшей перспективе мы не ожидаем. Однако у аптечных сетей, как и в целом по рынку, можно наблюдать интересные примеры коллабораций, в частности с ретейлерами", — рассказывает Владимир Каличава, руководитель департамента услуг для ретейлеров Colliers International.
Например, аптеки компании "Мега Фарм", работающие под брендами "А–Мега" и "Да, здоров!", размещены в прикассовых зонах магазинов "Карусель" и "Перекресток". Сеть аптек "Мелодия здоровья" — в прикассовых зонах магазинов "Дикси".
В супермаркетах премиум–класса "Азбука вкуса" планируется открытие сети аптек "Доктор Столетов". "Аптечных ретейлеров привлекает хороший потребительский трафик, который аккумулируют торговые комплексы", — поясняет Марина Григорьева. По данным АН "Адвекс", стоимость аренды помещения под аптеку находится в диапазоне от 800 до 1500 рублей за 1 м2 в месяц.
"Вполне возможна и более высокая ставка для сетевых аптек, особенно если это конкурентоспособная сеть. Ставка зависит от местоположения помещения, основное значение, конечно, имеет пешеходный трафик", — поясняет руководитель департамента коммерческой недвижимости АН "Адвекс" Марина Григорьева.
В последнее время также появилась тенденция к открытию торговыми сетями аптек под собственным брендом. В частности, сеть строительных гипермаркетов ТД "Вимос" (работает в Ленобласти) анонсировала планы по открытию 25 аптек под собственным брендом на территории своих строительных гипермаркетов. Онлайн–ретейлер Ozon открыл на территории логопарка "Троицкий" свою первую аптеку в Невском районе Петербурга. Ретейлер не исключает, что в дальнейшем сеть будет расширяться. Продуктовый ретейлер "Магнит", купивший в ноябре активы одного из крупнейших фармдистрибьюторов страны "СИА Групп", в 2019 году намерен открыть более 100 аптек в Петербурге и Ленобласти.
"Составят ли они конкуренцию существующим аптечным сетям, будет зависеть от многих факторов, в том числе от ценовой и ассортиментной политики", — комментирует заместитель генерального директора AlphaRM Татьяна Литвинова.
Опыт открытия аптек в прикассовых зонах весьма противоречивый. Например, после коллаборации "Мега Фарм" с X5 Retail Group выручка аптек упала, а количество точек сократилось. "В июле 2018 года "Мега Фарм" объединяла 1020 аптек. Однако к апрелю 2019 года число точек сократилось до 831. В итоге сеть X5 Retail Group, на базе которой "Мега Фарм" открывала свои аптеки, от эксклюзива для последней отказалась и сейчас на базе магазинов "Пятерочка" предлагает размещать пункты выдачи интернет–заказов и аптечные пункты целому ряду мультирегиональных игроков", — говорит Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании "АРЭНСИ Фарма".
По словам Марины Григорьевой, сейчас также четко наметилась тенденция, когда сами аптеки открывают магазины.
"Чаще всего это формат дрогери — то есть магазины, ассортимент которых представлен косметикой, бытовой химией, парфюмерией, средствами гигиены, хозтоварами. В частности, в Петербурге пять магазинов в формате дрогери открыла ГК "Эркафарм" под вывеской "Озерки". Бывают и другие форматы. Например, объединенная сеть "Родник здоровья & ЛекОптТорг" развивает сеть оптик "ОптикГуру", — рассказывает Марина Григорьева.
По мнению Татьяны Литвиновой, при правильном подходе товары дополнительного ассортимента могут привлечь в аптеку дополнительных покупателей, увеличить среднюю наценку и доход.
Так, по подсчетам AlphaRM, в 2019 году доля, которую дополнительный ассортимент занимает в выручке аптек ГК "Эркафарм", составляет 30%, "Риглы" — 27%, "Имплозии" — 18%.
Источник: ФармаРФ
Ссылка на оригинал: https://www.dp.ru/a/2019/08/25/Ustroilis_za_kassoj
Другие новости