Нестабильный курс рубля, нарушение логистики и уход западных компаний из страны на фоне практически полной зависимости от импорта привели к резкому повышению цен на линзы в марте–апреле — на 30–50%. Разбираемся, что происходит со стоимостью линз сейчас и возможен ли их дефицит.
Российский рынок контактных линз более чем на 90% сформирован из представителей пяти западных компаний, поставляющих продукцию из-за рубежа. При этом большую часть рынка занимают линзы Acuvue американской Johnson & Johnson, которая в конце марта прекратила поставки в Россию средств личной гигиены и любые инвестиции в местный рынок.
Спрос на контактные линзы резко вырос в марте, когда потребители переживали, что поставки прекратятся или что товар сильно подорожает, рассказывает директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.
Владелец сети салонов оптики Harry Cooper Махмуд Тамимдаров отмечал рост продаж линз собственного производства на 50%, а в интернет-магазине оптики «Линз Курьер» посчитали, что в марте спрос на линзы западных компаний увеличился в два-три раза. При этом линз не хватало, поскольку поставщики «каждый день меняли цены» и «перекрывали» импорт из-за неуверенности в дальнейшем сотрудничестве.
Самый заметный рост цен произошел с конца февраля до начала апреля. За этот период линзы подорожали на 30–50%, отмечают в RNC Pharma. Среди основных причин аналитики называют рост стоимости доставки из-за изменения логистических потоков, колебания валютного курса и риск ввода новых санкций.
С начала апреля ситуация стабилизировалась — все поставщики остались на рынке, а рубль укрепился. Спрос даже снизился, поскольку люди стали пользоваться недавно сделанными запасами. В магазине «Линз Курьер» дальнейшего роста цен на линзы не ожидают — возможно только плановое ежегодное повышение стоимости всего ассортимента.
Ситуация со стоимостью линз «медленно отыгрывается назад», считают аналитики RNC Pharma. Однако они не ожидают, что в ближайшее время цены вернутся к докризисному уровню.
С выводами аналитической компании согласен гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков. «Сейчас цены припали вниз во многом благодаря курсовым колебаниям, но они уже не вернутся на уровень до 24 февраля, даже если рубль будет укрепляться дальше».
В России массовое производство линз «невозможно и экономически нецелесообразно» — страна зависит и будет зависеть от импорта, поэтому дефицит продукции «абсолютно возможен», объясняет Федяков. По его словам, сейчас логистика стала сложнее и уверенности в том, что товар будет доступен на 100%, нет.
«Как будет вести себя иностранная валюта, так будут вести себя и цены на эту продукцию. В любом случае линзы станут менее доступными для россиян, поскольку цены вырастут, а ассортимент будет меньше», — считает гендиректор Infoline. В этой связи важно отметить, что линз нет в перечне товаров для параллельного импорта, составленном Минпромторгом.
Несмотря на резкое повышение цен в марте, спрос на линзы западных производителей и на линзы в целом не упал. Так, по итогам первого квартала этого года в Россию ввезли контактных линз на 2,9 млрд рублей, что на 9,4% больше, чем за такой же период в прошлом году.
Более 90% импорта, как и в 2021 году, составила продукция пяти западных компаний: Johnson & Johnson, Bausch & Lomb, CooperVision, Alcon и Ciba Vision. Линзы азиатских производителей по-прежнему остаются нишевым продуктом, который пользуется ограниченным спросом, указывают в «Линз Курьере».
При этом на фоне повышения цен на линзы в марте вырос спрос на операции по коррекции зрения — в этом месяце он составил 20% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, отмечал главный специалист по офтальмологии центра офтальмологии «Медси» Александр Трубилин. По его словам, в апреле количество операций по сравнению с февралем увеличилось на 30%.
Ситуация стабилизировалась в мае. «Как правило, это обусловлено сезонным снижением в начале летнего периода, когда традиционно отмечается небольшой спад в связи с периодом отпусков, экзаменами в вузах и т. д.», — говорит Трубилин.
Специалист считает, что в середине — конце июня спрос на коррекцию зрения вновь немного вырастет и достигнет уровня конца апреля. Однако он не связывает возросшую популярность лазерной коррекции только с произошедшим ростом цен на контактные линзы.
Ссылка на оригинал: https://www.pravilamag.ru/life-style/675644-produktovaya-kartina-chto-proishodit-s-cenami-na-linzy/
Другие новости