Посетителю аптеки внезапно стало плохо. Что может сделать фармацевт? Как минимум, вызвать скорую помощь, как максимум – броситься спасать клиента самостоятельно. Разбираемся в ситуации с точки зрения закона и существующих стандартов, чтобы не остаться в стороне, но и не пострадать самому.
Клиентами аптеки часто становятся люди, страдающие хроническими заболеваниями. Поэтому фармацевты на рабочем месте рискуют столкнуться с внештатными ситуациями в виде сердечного приступа или аллергической реакции немедленного типа у посетителя. Да и от скользких ступенек, лютого мороза или палящего солнца, которые могут привести к ургентному состоянию вполне здорового человека, не застрахован никто.
Для начала следует определиться с понятиями «первая помощь» и «медицинская помощь». По закону медико-санитарную помощь имеют право оказывать только квалифицированные специалисты, обладающие разрешением на такой вид деятельности, т.е. медицинские работники и медорганизации. А вот первая помощь, согласно ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «…до оказания медицинской помощи оказывается гражданам…лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или специальном правом и имеющими соответствующую подготовку». [1]
Напрямую сотрудники аптек в этом законном акте не упоминаются, однако, ФГОС фармацевтического образования подразумевает подготовку к оказанию первой помощи. Получается, что это все-таки обязанность?
В ст. 31 ФЗ № 323-ФЗ лица, обязанные оказывать первую медицинскую помощь, помимо необходимых навыков, должны быть призваны к этому законом или какими-либо нормативными актами. [1] Первая помощь как обязанность фармацевтических работников не указана ни в действующих законодательных нормах, ни в правилах НАП, ни в профессиональных стандартах.
Соответственно, решение приводить посетителя в чувство не обязательное юридическое требование, а право фармацевта, которым он может воспользоваться на добровольной основе.
Однако для помощи посетителю одной решимости мало, необходимо четко представлять себе, когда она действительно необходима. Список неотложных состояний и комплекс мероприятий по оказанию первой помощи содержатся в приказе Минздравсоцразвития России № 477н от 04.05.2012. [2]
К состояниям, требующим оказания первой помощи, в приказе № 477н отнесены:
Алгоритм конкретных действий, например, при непроходимости дыхательных путей состоит из вызова бригады скорой помощи; запрокидывания головы с подъемом подбородка; выдвижения нижней челюсти (во избежание западения языка, асфиксии, аспирации рвотными массами); определения наличия дыхания; определения наличия кровообращения и проверки пульса на магистральных артериях. [2]
Вместе с тем возникает актуальный вопрос: а как же использование лекарственных средств? В аптеке их предостаточно, фармацевты обладают специальными знаниями по их применению.
Вышеупомянутым приказом № 447 и федеральным законом «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» использование лекарственных препаратов при оказании первой помощи не предусмотрено. Письмо Минздрава РФ от 29.08.2013 №14–3/3055979–13422 в вопросе привлечения медикаментозных средств поддерживает действующие нормы – «не положено», также обращая внимание на то, что аптечки для неотложной помощи комплектуются медицинскими изделиями. Лекарственные средства в состав подобных аптечек не входят. [3]
Однако в другом письме регулятора, от 05.10.2018 № 14-3/2095930, приводится исключение из правил: при оказании первой помощи допустимо применять препараты, которые ранее были назначены человеку врачом. А пациент, к примеру, просто забыл принять очередную таблетку, и ему стало плохо. [4] В такой ситуации фармацевту необходимо уточнить диагноз у посетителя, узнать, какие средства он принимает, и оперативно предложить препарат из ассортимента аптеки. Причем искомый препарат, т.к. аналог может оказать непредсказуемый эффект при ургентном состоянии, не принести облегчения или вызвать аллергическую реакцию.
Столкнувшись с необходимостью оказания экстренной помощи в торговом зале аптеки, фармацевтам стоит действовать крайне осторожно. В случае ошибки, повлекшей за собой фатальные последствия, предусмотрена уголовная ответственность или судебные тяжбы с пострадавшим, здоровью которого был нанесен вред.
Желательно, чтобы в каждой аптечной организации имелись СОПы с четкими алгоритмами действий, перечнем необходимых медизделий по показаниям, указанием мест их хранения. Это может быть, например, аптечка для оказания первой помощи работникам, утвержденная приказом Минздрава № 1331н, или дублирующий комплект медизделий для посетителей. [5]
Также в СОПе нужно прописать порядок пополнения аптечек израсходованными средствами и процедуру их списания, которая найдет отражение в отчетных документах.
Не все случаи вписываются в алгоритмы и правила, если ситуация приобретает форму «жизни и смерти», то неоднозначный вопрос применения лекарств в неотложной помощи придется решить в пользу пациента. Взвесив все обстоятельства, на свой страх и риск…
Ссылка на оригинал: https://pharma360.ru/article/pervaya-pomoshh-posetitelyu-pravo-ili-obyazannost
Другие новости