Фармфакультеты просят скорректировать программу первичной аккредитации. Они считают, что тестовая часть программы далека от практики и содержит неактуальную информацию. Преподавателям сложно готовить студентов к процедуре, поскольку они не знакомы с полным перечнем тестовых заданий.
Программа первичной аккредитации нуждается в доработке, сообщили «ФВ» несколько представителей отрасли. «Преподаватели вузов часто сетуют на то, что тестовая часть заданий (теория) далека от практической деятельности», — рассказала президент Ассоциации «Фармацевтическое содружество» Наталья Назаренко.
Она отметила, что на конференции «Горизонты фармации 2022», прошедшей 11—12 октября во Владивостоке, прозвучало мнение о частичном несоответствии программы первичной аккредитации навыкам, необходимым специалистам при работе в аптеке. «Опытным провизорам в качестве эксперимента предложили пройти тесты, и действительно, мы справились не со всеми вопросами», — поделилась руководитель ассоциации.
Эту информацию подтвердила зам. декана фармфакультета ТГМУ Елена Некрасова: «Сейчас мы начинаем обучение у V курса словами «Ребята, у нас две задачи — подготовить вас к практической деятельности, чтобы вы владели фармконсультированием, и пройти аккредитацию».
По мнению эксперта, вопросов не вызывает лишь раздел по фармакогнозии. Часть вопросов теста посвящена фармтехнологии. «После прохождения аккредитации выпускники получают право работать провизором-технологом в аптеке, которая занимается изготовлением экстемпоральных форм. Однако таких аптек меньше 1% от общего количества фарморганизаций в стране. Получается, что объемный блок тестирования подавляющее большинство студентов сдает без практической цели», — объясняет Некрасова.
В блок вопросов по фармхимии уже внесены изменения — меньше вопросов теперь посвящено фармреакциям. «При этом остались вопросы из серии «До какого соединения при неправильном хранении в аптеке распадется тот или иной препарат?». С точки зрения практика, они несут мало пользы будущим провизорам», — отмечает зам. декана. Она добавляет, что в программе много тестов по контролю качества лекарств, предполагающих знание химического контроля.
В разделе управления и экономики фармации есть устаревшие вопросы, например: что делать, если товар пришел без счета поставщика? «Сейчас, особенно после введения маркировки, такие ситуации просто невозможны», — говорит представитель вуза.
Студенты сталкиваются с вопросами по устаревшим инструкциям приемки товаров народного потребления П6 и П7 1965 года, об округлении копеек при заполнении журнала учета лабораторно-фасовочных работ.
Преподаватели вузов не могут оценить актуальность наполнения тестов и их соответствие меняющейся нормативной базе, отмечают собеседники «ФВ».
«Уже несколько лет актуальный банк тестовых заданий участникам процесса неизвестен», — говорит декан фармфакультета Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета (СПХФУ) Юлия Ладутько.
На сайте аккредитационного центра сказано, что ознакомиться с актуальным банком тестовых заданий можно только путем прохождения репетиционного экзамена. «Поэтому ориентироваться при его оценке можно только на отзывы аккредитуемых (по тесту на процедуре периодической аккредитации или при прохождении пробных попыток)», — отмечает Ладутько.
В тестах встречаются вопросы о выборе рецептурного препарата (например, при панических атаках), отмечает Некрасова. При этом безрецептурному ассортименту посвящена лишь малая часть опросника.
Доступа к полной базе вопросов нет и у экспертов, добавляет исполнительный директор Национальной фармпалаты Елена Неволина. «У Минздрава есть убеждение, что вопросов в базе должно быть не менее пяти тысяч. Из-за их количества и ограниченного доступа к базе экспертов может страдать качество», — признает она.
Национальная фармпалата планирует усилить работу с методическим центром по аккредитации, учитывая жалобы студентов и вузов. «Нам нужна более тщательная экспертиза и достаточно времени. Кроме того, необходимо расширять пул экспертов по каждой специальности — фармакогнозии, фармацевтической химии, технологии, экономике и управлению фармацией, фармакологии», — рассказала Неволина.
По словам Ладутько, первичную аккредитацию с первого раза успешно проходят 95% студентов. «Необходимо большое количество раз пройти пробное тестирование. Это особенно важно, учитывая отсутствие базы тестовых заданий. Одна попытка занимает до часа, поэтому легко можно представить затрачиваемое студентами время», — объясняет она.
С 2021 года за 60 минут аккредитуемые должны ответить на 80, а не на 60 вопросов.
Еще большие проблемы возникают при прохождении первичной специализированной аккредитации. «Большинство специалистов приходят после профпереподготовки. Это люди, которые уже занимаются практической деятельностью, и не могут уделять много времени подготовке. Мы не можем предложить им эффективную подготовку из-за того, что нет доступа к тестовой базе», — рассказала декан фармфакультета Новосибирского медицинского университета Наталия Карабинцева.
Она отметила, что Минздрав обещал внести изменения в тестовую базу не только планово (в апреле 2023 года), но и еще раз в октябре-ноябре 2022 года. «Эта информация прозвучала на форуме «Росмедобр-2022», — отметила Карабинцева.
Источник: Фармвестник
Другие новости