Новости
Техническое противоречие Почему аптеки не могут работать, если СМДЛП «висит»
Вернуться назадНа прошлой неделе в системе МДЛП произошел очередной кратковременный сбой. Несколько часов аптеки не могли отпускать вновь прибывший товар. Оператор системы маркировки считает эту проблему надуманной, ссылаясь на законодательную возможность фармрозницы работать в уведомительном режиме. Аптеки удивлены: на вебинарах «Честный знак» говорит ровно противоположные вещи, не рекомендуя реализовывать товар без ответа программы. Многочисленные ошибки в системе, которые появляются лишь постфактум, могут вызвать вопросы у проверяющих. Зная это, программисты сетей блокируют фармацевтам возможность отпускать товар, не зарегистрированный в системе.
Утром 18 октября аптеки столкнулись со сбоем в системе МДЛП. Они получили сообщение от службы поддержки «Честного знака» о приостановке обработки документов. Оператор маркировки назвал сбой кратковременным и объяснил его техническими работами.
«Настоящим сообщением уведомляем Вас о текущей недоступности ФГИС МДЛП», — сказано в электронном письме, направленном аптекам. Обработка документов приостановлена с 6:30 (мск), но они будут сохранены, отметила техподдержка. «В целях обеспечения корректной обработки загружаемых Вами документов просим Вас ограничить их количество до полного восстановления работы системы», — резюмировал оператор.
Примерно через пять часов служба поддержки «Честного знака» сообщила о восстановлении работы ФГИС МДЛП, уточнив при этом, что в системе еще могут наблюдаться задержки при обработке данных. «Обращаем Ваше внимание, что в данный момент документы могут обрабатываться медленнее. Задержки в обработке будут устранены в ближайшее время», — было сказано в сообщении.
«В 6 часов утра 18 октября мы наблюдали технические работы в работе системы маркировки, аптеки по-прежнему обслуживали клиентов, пробивали чеки на покупку. Насколько нам известно, сейчас работа системы маркировки налажена», — сообщил генеральный директор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов.
Аптеки подтвердили «ФВ» возникшие проблемы. По словам председателя межрегиональной ассоциации развития фармацевтической отрасли «Аптечное дело» (Хакасия, Красноярский край) Анастасии Филипповой, аптеки могли реализовывать товарные запасы и принимать новые партии, но продавать их фармрозница могла только с нарушением кассовой дисциплины.
Аптеки не могут реализовывать товар, прибывший в момент сбоя в системе МДЛП, отметила директор сети «Здоровье» (Великий Новгород) Ольга Хруцкая. Это подтвердила президент ассоциации «Фармацевтическое содружество» (Приморский край) Наталья Назаренко: «Поступающий товар «встал» во всех аптеках».
Назаренко добавила, что такой сбой в 2022 году происходит не впервые: в апреле аптеки дважды сталкивались с подобными остановками работы системы МДЛП.
Через шесть часов, по словам руководителя ассоциации, программа начала работать «без ответа от системы». При этом аптеки видели предупреждение: «С 01.09.2022 «Честным знаком» (МДЛП) не рекомендуется использовать схему 702 с типом 3 (оприходование) для приема товара».
«Пока МДЛП не дает нам подтверждение, программа блокирует любые движения этого товара», — рассказала о том, как работают аптеки во время технических сбоев, предприниматель из Забайкальского края Татьяна Михайлюк.
При этом в ЦРПТ утверждают, что аптеки могут принимать товар и продавать его без ожидания ответа от системы маркировки.
«Текущая редакция постановления правительства № 1556, которое устанавливает правила работы в системе МДЛП, предусматривает уведомительный режим приема товаров. Что это означает для участников оборота, разберем на примере аптек», — предложили в пресс-службе оператора.
Если товар физически поступил в аптеку, а система маркировки или поставщик по любым причинам не отвечает, то аптеке все равно разрешено продавать препараты, напоминают в ЦРПТ. «Главное — сразу зарегистрировать это действие через регистратор выбытия или кассу, чтобы сохранилась запись в накопителе фискальных данных», — отметили в пресс-службе.
После физического поступления товара у аптеки есть пять рабочих дней, чтобы подтвердить операцию приемки товара на баланс. «При этом действующий на данный момент уведомительный режим не предусматривает санкций за нарушение сроков подачи информации о поступлении, — отметили в пресс-службе оператора. — Иными словами, операции продажи вообще никак не блокируются в случае недоступности системы маркировки, поэтому сообщение о невозможности принимать или продавать препараты не соответствует действительности».
«ФВ» решил разобраться, почему аптеки не используют возможности, предоставленные постановлением правительства № 1556. Причин оказалось несколько.
Первая заключается в том, что аптеки постфактум могут столкнуться с большим количеством ошибок, которые будет сложно (а чаще всего невозможно) обработать. Об этом рассказали в крупнейшей госсети «Губернские аптеки» (Красноярский край).
«В теории схема, предлагаемая ЦРПТ, возможна. Но что это означает на практике? Сервер лежит несколько часов, а в это время 410 подразделений нашей сети и принимают, и реализовывают миллионы упаковок. В этом процессе так или иначе встречаются ошибки, связанные с пересортом у поставщика, ошибки товаропроводящей цепочки, риски по забраковке. Их — по нашему регламенту — мы разбираем централизованно. Получается, что, пока сервер висит, мы не принимаем ошибки, и если потом они поступят к нам разом, то «захлебнемся» в них», — рассказал руководитель пресс-службы сети Анатолий Патюков.
По регламенту «Губернских аптек» ошибки отрабатываются в моменте — здесь и сейчас.
«Долгие отключения сервера могут привести к тому, что мы должны закрывать глаза на свой регламент, особенно при отпуске препаратов льготникам. Но, скорее всего, мы к этим ошибкам уже не вернемся, и они «повиснут» на нас, поставщике или других участниках товаропроводящей цепочки», — пояснил Патюков и добавил, что по схеме, рекомендованной ЦРПТ, сеть идет только в критических ситуациях. При этом представитель сети отметил, что сбои в системе МДЛП происходят все реже: если в 2021 году они случались несколько раз в месяц, то сейчас — раз в два-три месяца.
Многие аптеки не могут использовать уведомительный режим из-за рекомендаций «Честного знака». «Это происходит не потому, что нас ограничивает оператор или закон. Дело в том, что весь прошедший год специалисты ЦРПТ на вебинарах рассказывали, что нельзя реализовывать товар в режиме «без ответа», — рассказывает директор компании по автоматизации работы аптек «АвардПО» Тимофей Веснов.
По его словам, такой товар отмечается в системе МДЛП как реализованный с ошибками, и представители «Честного знака» настойчиво обращают внимание аптек на возможные проблемы в ходе проверок аптек со стороны надзорных органов.
Исходя из этого, программисты в большинстве сетей при переходе на уведомительный режим «выпилили» из программы первую часть — реализацию товара без ответа «Честного знака». «Все программисты последовали настойчивым рекомендациям «Честного знака» и переделали свое программное обеспечение в соответствии с ними», — пояснил Веснов.
Таким образом, технические специалисты исключили возможность продажи препаратов без постановки товара на учет в систему. «Если пользователям разрешить продавать товар без регистрации данных в «Честном знаке» и без постановки в товаро-учетную систему, просто пробив его на кассе, то многие фармацевты, особенно в селах и деревнях, именно так и будут поступать при любой удобной возможности. Многие специалисты далеки от маркировки, да и попросту ненавидят эти лишние манипуляции. Особенно в настоящее время, когда решения по обеспечению лекарствами населения необходимо принимать быстро», — говорит программист.
После того как технические службы ввели это ограничение, продать через кассу товар с QR-кодом, не зарегистрированным в аптечной системе, невозможно. Чтобы зарегистрировать код в системе, аптека должна отправить документы в СМДЛП и как минимум дождаться ответа от оператора о получении данного документа.
Источник: Фармвестник
Другие новости