Любые требования определяются задачами. А задача у нас, по большому счету, одна – беречь здоровье населения, помогать больным людям в рамках нашей деятельности. Мы обеспечиваем конституционное право нашего народа на охрану здоровья.
В рамках этой основной задачи аптечная организация выполняет около двух десятков функций:
1) планирование фармацевтической деятельности;
2) приемка ЛП и других товаров аптечного ассортимента (ТАА);
3) изготовление ЛП по рецептам врача;
4) упаковка и маркировка изготовленных ЛП;
5) контроль качества ЛП;
6) контроль за сроками годности, условиями хранения ЛП;
7) отпуск ЛП в медицинские и другие организации и их структурные подразделения;
8) розничная реализация ЛП по рецептам врача;
9) розничная реализация ЛП, разрешенных к отпуску без рецепта врача;
10) реализация изделий медицинской техники и медицинского назначения, а также других товаров аптечного ассортимента;
11) соблюдение в аптеке санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
12) информирование об имеющихся в аптеке и временно отсутствующих ЛП и других товарах аптечного ассортимента, поступлении ЛП и поступлении инновационных ЛП;
13) консультирование потребителей по правилам и особенностям применения ЛП и их взаимозаменяемости;
14) информирование потребителей по надлежащему использованию ЛП;
15) проведение среди населения санпросветработы, обучение здоровому образу жизни, соблюден ие принципов этики и деонтологии;
16) разработка СОП на работы и услуги, составляющие фармдеятельность;
17) проведение выкладки ЛП и других ТАА;
18) предотвращение поступления в оборот некачественных ЛП;
19) работа с институциональными потребителями.
Функций, как видите, хватает. Они распределяются по разным сотрудникам с разными компетенциями. Это говорит о значимости аптечной службы и, соответственно, ее специалистов. Поэтому модные разговоры, будто можно что-то отдать на откуп людям без фармацевтического образования, крайне вредны. Но я надеюсь, что здравый смысл восторжествует.
Все мы прекрасно знаем, что нормативных документов в нашей сфере чрезвычайно много. И знаем, где их найти. Хочу обратить внимание, что система правового регулирования деятельности фармацевтических специалистов не едина, она складывается из трех аспектов:
Все эти действия направлены на обеспечение обращения эффективных безопасных и качественных лекарственных средств.
Процедура контроля качества лекарственных средств многоэтапна:
Нашей аптечной работы касаются все пункты, кроме первого. И это снова подтверждает важность фармацевтической профессии и значение профессиональной подготовки.
От руководителей аптечных организаций ждут эффективного развития персонала, которое включает три вектора:
а) системность (развитие требует непрерывно продолжающегося процесса);
б) взаимообусловленность (условия профессионального развития, мотивация);
в) перспективность (востребованность, актуальность).
Важно, что подчеркивается научность обучения, фундаментальность фармацевтическог о образования. Это особенно ценно, поскольку нередко в аптеках уравнивают профессионалов и непрофессионалов.
Критерии оценки уровня профессионализма таковы:
Профессиональное взаимодействие, пожалуй, сейчас самая большая проблема в этом списке. Она связана с тем фактором, о котором я не устаю говорить: большим количеством непрофессионалов, выполняющих ту же работу, что фармацевты и провизоры.
Есть проблемы и с непрерывным профессиональным образованием. Бывает, что мотивация к обучению снижена и специалисты не проходят аккредитацию.
Это довольно новый термин в требованиях профессиональных компетенций фармацевтических работников, он касается внутреннего контроля качества. На эту деятельность нужно обратить внимание, это будет оцениваться проверяющими инстанциями.
Она состоит из следующих этапов:
1. Обнаружение и регистрация несоответствий.
2. Информирование о выявлении несоответствий.
3. Идентификация и изолирование несоответствий.
4. Анализ несоответствий.
5. Принятие мер : составление плана коррекции.
6. Признание результатов коррекции.
7. Принятие решения о возобновлении деятельности.
8. Разработка предложений о выполнении корректирующих/предупреждающих действий.
Важно помнить , что для работы с несоответствиями есть неоценимый ресурс – сайт Росздравнадзора, где оперативно публикуются нормативная документация и разъяснения с конкретными акцентами, что крайне необходимо для выполнения надлежащих требований.
Нормативная база продолжает изменяться. Каждое изменение заслуживает отдельного разговора, но вкратце суть такая.
Новое положен ие о фармацевтическом лицензировании отменяет требования к образованию и стажу руководителей. При этом возникает требование о наличии в штате ответственного за качество и обновление СОП. Разрешается аутсорсинг; сокращается срок решения о лицензировании; происходят изменения пакета документов и вводятся ограничения для ИП.
В связи с этим у меня возникает главный вопрос: кто же будет руководить фармацевтическими организациями, если фармацевтические специалисты оцениваются как менее квалифицированные? Все будет отдано на откуп эффективным менеджерам?
И нигде не просматривается решение важной проблемы о двойном юридическом статусе аптечной организации (торговля и здравоохранение). Такая неопределенность оказывает пагубное влияние и на торговлю, и на здравоохранение.
Среди других новшеств можно отметить:
Разработан проект перечня лекарственных средств, подлеащих ПКУ: изменения вносятся в приказ № 183н от 22.04.2014, раздел II «Лекарственные средства – фармацевтические субстанции и лекарственные препараты, содержащие сильнодействующие и ядовитые вещес т ва, внесен н ые в списки сильнодействующих и ядовитых веществ». Планируется, что при у тверж дении новый перечень начнет действовать с 01.09.2023. То есть время подготовиться еще есть.
Что касается анализа деятельности аптечных организаций, то к ним добавляются такие критерии, как экономические результаты, конкурентные преимущества и инвестиционная привлекательность.
Подчеркну, что требования к фармацевтическим работникам и востребованность провизоров и фармацевтов возрастают постоянно. Это говорит о той значимой роли, которую исполняет наша профессия в охране здоровья населения.
Ссылка на оригинал: https://dsm.ru/docs/analytics/%D0%A4%D0%9C_%E2%84%9610_2022.pdf
Другие новости