Каковы ключевые принципы грядущей дистанционной торговли ЛС, кто от этого выиграет и за какие деньги фармацевты согласятся стать курьерами
Государственная дума РФ вернулась к рассмотрению законопроекта о дистанционной реализации лекарственных препаратов через интернет. В отличие от существующих сервисов поиска и заказа товаров аптечного ассортимента, новая схема предполагает курьерскую доставку ЛС и исключает из рыночной цепочки первостольника, который консультирует покупателей, стоя за витриной. Помимо неизбежных кадровых изменений в аптеках, многих специалистов отрасли беспокоит и то, что новый закон откроет доступ на фармацевтический рынок новым мощным конкурентам — крупнейшим маркетплейсам и интернет-холдингам. Таким образом, отрасль ожидают глобальные изменения, причем в сравнительно близкой перспективе. В актуальной версии законопроекта обозначена дата его вступления в силу — 1 января 2020 года. Насколько проработан новый законопроект? Какие новые вызовы он готовит участникам рынка? Где брать кадры для «правильной» доставки ЛС? Кто сможет заработать на новой схеме, а кому придется туго? Мы постарались ответить на эти вопросы при помощи экспертов российского фармацевтического рынка.
Наши эксперты
Дмитрий Целоусов
исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма»
Мария Игнатова
руководитель службы исследований HeadHunter
Ярослав Шульга
основатель аналитического агентства Shulga Consulting Group
Оксана Юрченко
генеральный директор московской аптечной сети «Фармастар»
Сергей Шуляк
директор агентства DSM Group
Начнем с буквы закона — «замороженный» почти два года назад законопроект о дистанционной торговле ЛС возвращается ко второму чтению в Государственной думе. Если правовой акт будет одобрен в его нынешней редакции, то первые изменения коснутся двух федеральных законов — «Об обращении лекарственных средств» № 61‑ФЗ и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149‑ФЗ.
Главный «лекарственный» закон предложено дополнить статьей 551 «Розничная торговля лекарственными препаратами дистанционным способом». Что она изменит?
Во-первых, право на дистанционный отпуск получат только аптеки и никакие другие организации.
Во-вторых, удаленную реализацию фармацевтических препаратов можно будет вести исключительно по правилам Надлежащей аптечной практики (это упоминается в законопроекте несколько раз).
В-третьих, привезти препараты сможет только специалист с профильным образованием: медицинским или фармацевтическим. А если в лекарстве нуждается домашний питомец, то с медицинским или ветеринарным.
И в‑четвертых, транспортировка медикаментов станет возможной в пределах муниципального района, городского округа или даже города федерального значения.
Еще часть положений законопроекта касается работы фармацевтов в Сети. Например, важное правило: «Одной аптеке — строго один сайт». Правда, пока не ясно, идет ли речь о конкретной аптеке или об аптечной сети в целом, независимо от ее размера.
Еще одно обязательное правило — наличие аттестата соответствия информационной системы требованиям по безопасности информации. Вместе с поправками в статью 151 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» прогноз получается весьма недвусмысленным: в новом году фармация «получит в подарок» нового регулятора. И вероятнее всего, этим регулятором станет Роскомнадзор.
После нескольких лет дискуссий, в октябре 2017 года Минздрав внес в Госдуму документ — проект закона, разрешавший продавать в интернете лекарства без рецепта. Предполагалось, что он вступит в силу уже в 2018 году.
Однако, после первого чтения в декабре правовой акт был «заморожен». По мнению одних участников рынка, для того, чтобы Росздравнадзор успел получить право на контрольную закупку. По мнению других — до момента, когда заработает маркировка, а система электронных рецептов начнет функционировать хотя бы в пилотной версии. Подобное предложение выдвигала Ассоциация компаний интернет-торговли, предложившая перенести старт дистанционной продажи ЛС на 2019 год. Ведь человеку, который не в состоянии дойти до аптеки, часто требуются не безрецептурные, а именно рецептурные препараты. И без них новый законопроект для многих окажется бесполезным.
Сегодня кажется, все условия соблюдены. Маркировка заработает с 1 января 2020‑го — переносить сроки пока не планируется. Росздравнадзор наделен правом контрольной закупки. А электронные рецепты также активно обсуждаются в рядах законодателей. Однако в некоторых принципиальных вопросах «воз и ныне там». Так, законопроект 2017‑го года разрешал доставку лишь безрецептурных лекарств. В версии 2019 года — этот аспект без изменений. В 2017 году документ говорил о соответствии дистанционного отпуска правилам НАП, не уточняя, что под этим подразумевается. В 2019‑м — всё ровно так же. На вопросы о том, как проконсультировать пациента при дистанционном отпуске и обеспечить сохранность препарата при транспортировке, ответа тоже нет — как и почти два года назад.
«Мы обсуждаем закон уже несколько лет, но никто не думал о конкретике применения, — комментирует ситуацию исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Дмитрий Целоусов. — Документ позволяет лишь узаконить явление, однако он не сможет дать конкретные нормы и правила для работы аптеки. Их необходимо установить в подзаконных актах. Но об этом дискуссии не видно — точнее, ее нет».
Конечно, можно возразить эксперту: в законопроекте уже «всё включено» — дистанционный отпуск лекарств ведется по правилам НАП, что должно дать ответы на все важные и неудобные вопросы. Но в таком случае возникает вопрос: Возможно ли соблюдать НАП при дистанционной продаже?
«Что нужно, чтобы дистанционный отпуск лекарств отвечал правилам надлежащей практики? Безусловно, в НАП необходимы изменения, которые должны быть детальными, выверенными — и при этом понятными с точки зрения исполнения внутри аптеки. Необходим четкий план действий, а не указание разработать отдельные СОП (и тогда кто в лес, кто по дрова…). Необходимы именно нормы, которые должны быть единообразны для всех аптечных организаций», — объясняет Дмитрий Целоусов.
Вот несколько вопросов, на которые в НАП пока ответов нет:
— каким образом допустимо перевозить препарат?
— какие действия обязательны при доставке?
— как происходит фармацевтическое консультирование при дистанционном отпуске?
— как гарантируется и проверяется качество лекарства после его транспортировки?
«Конечно, мы уже привыкли к покупкам в интернете, но здесь вопрос о жизни и здоровье, — замечает эксперт. — При доставке еды мы смотрим, не положили ли нам гнилую картошку или испорченные яблоки. Но как быть с лекарствами?»
Летняя жара за 30 градусов по Цельсию подсказывает еще одно ключевое понятие: температурный режим. Даже у таких, казалось бы, простых вещей, как сумки-холодильники и термоиндикаторы, есть свои характеристики — и их важно проверить на соответствие нормам.
«Регламент должен быть таким, чтобы его соблюдение гарантировало качество и безопасность любого препарата. И не оставалось вопросов о том, что должен делать тот или иной сотрудник, чтобы лекарство благополучно добралось до пациента. Как собирают и формируют заказы? Как их транспортируют? Кому передают? Что делают при вручении? Как обслуживается пациент? Как он узнает о предписаниях и противопоказаниях, как получит необходимую и обязательную фармацевтическую консультацию?» — над этими этапами доставки препарата предлагает поразмышлять исполнительный директор ААУ «СоюзФарма».
В НАП пока этого нет. «Надлежащая аптечная практика не должна подходить к вопросу формально, — резюмирует Дмитрий Целоусов. — Необходимо, чтобы она была более детальной в вопросах дистанционного отпуска».
Следующий вопрос — это кадры. «Позиция „курьер“ традиционно находится в числе наиболее востребованных и в целом характеризуется большой текучестью. Из порядка 3000 вакансий для курьеров, открытых в настоящее время на hh.ru, большинство размещено компаниями из сфер ритейла, услуг для бизнеса и ИТ, при этом только 40 — открыты аптеками или фармацевтическими компаниями, — комментирует руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова. — Следовательно, при появлении требований к наличию медицинского или фармацевтического образования у курьеров, доставляющих медикаменты, рынок соискателей, ищущих работу в пешей или транспортной доставке небольших грузов, не сможет удовлетворить спрос со стороны компаний».
Студенты медицинских вузов, возможно, смогут закрыть лишь часть потребностей в таком персонале, поясняет эксперт. Ведь для учащейся молодежи подработки имеют четко обозначенную сезонность — это либо протяженные летние каникулы, либо менее продолжительные зимние каникулы. А чтобы на подобную работу согласились дипломированные специалисты, зарплата мед-, вет- и фармкурьеров должна быть заметно выше рынка — по оценке экспертов из hh.ru, от 50–60 тыс. руб.
«Сегодня нельзя утверждать, что абсолютно точно будет норма о доставке лекарства именно специалистом с фармобразованием, — обращает внимание основатель аналитического агентства Shulga Consulting Group Ярослав Шульга. — Это одно из самых „узких мест“ будущего нормативно-правового акта. И рассматриваются альтернативы: например, когда „собирать заказ“ будет сотрудник с фармацевтическим образованием „под крышей аптеки“, а доставлять до покупателя — любой курьер».
Сегодня многие руководители аптечных сетей подтвердят: переизбытка специалистов с фармобразованием на рынке труда не наблюдается. Так идет ли речь о том, что все будущие курьерские позиции по доставке лекарств возможно заполнить фармацевтами?
«Профессия сегодня, увы, девальвирована, — продолжает Ярослав Шульга. — Для основной массы общества сотрудник первого стола — это „продавец“. Более того, сейчас есть тенденция к сокращению должности „заведующая аптекой“ в пользу „управляющей группой аптек“. Т. е. возможностей вырасти от сотрудника первого стола до заведующей аптекой — всё меньше и меньше. Еще один девальвирующий фактор. Добавится формулировка „курьер“ — профессия будет обесценена еще сильнее. Очередной порочный круг замкнется. И вала желающих молодых специалистов не будет. Можно ли все минусы нейтрализовать высокой зарплатой? В теории — да. В теории можно платить курьерам столько, что из кандидатов будет очередь на годы вперед. Но на практике это нереализуемая задача, увы».
Доставка лекарств в ее сегодняшнем понимании — это не только «курьер при аптеке». Это отдельно взятый и очень непростой бизнес со своими подходами, нюансами и исключениями. Аптечной сети недостаточно сделать собственный интернет-магазин, подчеркивает Ярослав Шульга. Нужен свой маркетинг, своя логистика, свои приложения и многие другие процессы. Не каждая аптека «потянет» всё это на должном уровне — как административно, так и финансово.
Зато такие возможности — несравнимые даже с самыми крупными аптечными сетями — есть у крупнейших федеральных операторов FMCG-ритейла. И они, по мнению эксперта, найдут возможности ими воспользоваться, невзирая на норму закона «дистанционный отпуск только в аптеке». Например, в 2018 году «Магнит»объявил о том, что в ближайшие несколько лет компания откроет около 2 тысяч аптек. А ее главный конкурент — группа X5 («Пятерочка») — анонсировала открытие около тысячи аптек.
Также Ярослав Шульга указывает на возможную конкуренцию со стороны интернет-холдингов, у которых уже есть богатый опыт создания курьерских сервисов, связанных с такси и готовыми блюдами из ресторанов и кафе.
«Смогут ли аптеки заработать? Мне кажется, да. Всегда считала, что нашему покупателю-пациенту нужна личная консультация фармацевта. Но цифры говорят о другом: в минувшем году рост интернет-заказов в аптеках в три раза выше рынка e-commerce в целом! Четвертый квартал 2018‑го года в сравнении с четвертым кварталом 2017‑го показал рост почти на 100 % (если сравнивать минувший и позапрошлый год в целом, цифра чуть скромнее — 72 %), — рассказывает Оксана Юрченко, генеральный директор московской аптечной сети „Фармастар“. — За прошлый год было сделано 25 миллионов заказов в аптеках — это одна десятая часть всего e-commerce».
По мнению эксперта, столь стремительный рост обусловлен развитием аптечных онлайн-сервисов, а также предпочтениями новых поколений. К тому же и экономию времени никто не отменял.
«Оптимистичный сценарий для сетей, безусловно, возможен, если к доставке быть готовыми. Мы со своей стороны планируем несколько шагов в этом направлении. Например, хотим определить часть аптек с такими параметрами: достаточной для хранения площадью, удобным местоположением и транспортной доступностью, — делится планами Оксана Юрченко. — Если доставку разрешат, именно такие аптеки нужно делать отправными точками для курьерской службы».
Само по себе изменение закона не улучшит положение аптечной организации «автоматически». «Не будет такого, что появится латентный спрос. Люди не лечились, ожидая, когда разрешат доставку медикаментов? — с иронией замечает директор агентства DSM Group Сергей Шуляк. — Перераспределение продаж начнется неизбежно. Ведь аптечный рынок очень насыщен и при этом низкорентабелен. Мы увидим уход некоторых игроков — особенно небольших, тех, у которых немного ресурсов. И тех, кто располагается на дорогих торговых площадках — свою роль сыграют и арендные ставки, и покупательская способность. Пациент ищет, где дешевле — и даже при высоком трафике доступных по цене препаратов аптека рискует не выдержать. Конечно же, онлайн-продажи уменьшат количество обычных аптек. В интернете доступность лекарства вырастет, шаговая же доступность будет уменьшаться».
Источник: КатренСтиль
Другие новости