Назаренко Наталья Александровна (президент Ассоциации "Фармацевтическое содружество", председатель аккредитационной комиссии Минздрава РФ по Приморскому краю по специальности "Фармация" дала интервью Конкуренту.
С 1 июля 2020 г. вступает в силу нововведение, согласно которому организации, реализующие товары, подлежащие маркировке, не смогут применять эти модели налогообложения. Аптеки в том числе.
Специальные налоговые режимы — это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов. Им посвящена отдельная статья Налогового кодекса РФ — № 18. Согласно части 2 этой статьи, к специальным налоговым режимам относятся, в частности, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД), упрощенная система налогообложения (УСН, она же «упрощенка»), патентная система налогообложения (ПСН) и др. Добавим, что каждому из этих режимов посвящена еще и отдельная глава Налогового кодекса (главы 26.2, 26.3 и 26.5 соответственно).
Есть обстоятельства, которые важно отметить с самого начала. Во-первых, аптечные организации активно применяют специальные налоговые режимы. То есть число затронутых нововведением участников рынка будет велико. Во-вторых, ввиду особенностей этих режимов их применяют именно малые и средние аптечные структуры, а не крупные сети.
Смысл специальных налоговых режимов в том, чтобы заменить несколько налогов и сборов одной выплатой, а также упростить контакты со взимающими их государственными структурами, что особенно хлопотно и накладно для небольших предприятий. Например, в случае с «упрощенкой» целый ряд налогов, сборов и обязательных взносов (включая взносы на пенсионное и медицинское страхование) заменяются на один налог. Это либо 6% с дохода, либо 15% с прибыли, если объектом налогообложения является доход, уменьшенный на величину расходов. Аптечные организации, находящиеся на УСН, в подавляющем большинстве своем применяют второй вариант, потому что средняя наценка у них невелика, расходы огромны, и в случае 6-процентной схемы они просто очень быстро бы вылетели в трубу.
Мы начали бить тревогу еще в июле 2019 г., когда вышел законопроект об отмене ЕНВД для маркированных товаров. И к концу года при поддержке уполномоченного по защите прав предпринимателей в Приморском крае Марины Шемилиной и объединения «Опора России», нам удалось добиться снижения ставки до 1% при УСН с доходов. В настоящее время законопроект прошел все согласования в органах исполнительной власти. В случае утверждения законопроекта губернатором и депутатами в закон Приморского края 414-КЗ от 13.12.2018 г. о понижении налоговых ставок будут внесены соответствующие изменения. При этом в тексте закона есть оговорка о том, что пониженная ставка будет применяться для предпринимателей, у которых от продаж лекарственных средств доходы составляют 70% и более. В этом случае предприниматель сможет платить 1% от всего дохода. Кстати, несмотря на то, что поправки к закону будут приняты позднее, изменения по ставке начнут действовать с 01.01.2020 г. Понижение налоговой ставки УСН до 1% однозначно исправит ситуацию на фармрынке, даст облегчение.
В данный момент мы не стали обращаться в органы исполнительной власти о понижении ставки УСН 15% «доходы минус расходы», потому что сегодня не представляется возможным учесть расходы прошлых периодов. Этот вид налога зачастую выбирать экономически нецелесообразно. Еще одна причина в том, что при выборе УСН с доходов ФНС обещала с июля текущего года электронные начисления делать самостоятельно. Так предпринимателям облегчается еще одна задача. Не надо будет считать, не будет боязни ошибиться в цифрах и получить штраф за неправильные расчеты. Система УСН «доходы минус расходы» более сложная, требует более квалифицированных бухгалтерских услуг и системы учета. Возможности это обеспечить есть далеко не у всех предпринимателей МСП.
Печально, но есть аптечные организации, которые приняли решение прекратить деятельность. У каждого, конечно, своя ситуация. Здесь дело не всегда в том, что отменяют ЕНВД. Возможно, у кого-то и до этого дела шли неважно, кого-то испугала предстоящая всеобщая маркировка лекарственных препаратов.
Маркировка — очень трудоемкий процесс. Он требует донастройки систем внутри аптек. Но самое сложное, с моей точки зрения, это обучение персонала. Профессия фармацевта не предусматривает работу с этой технологией. Здесь так или иначе придется взаимодействовать с единой системой мониторинга лекарственных препаратов, которая предполагает передачу данных. Она должна быть корректной. Для этого персоналу аптеки необходимо обучение и отработка навыка до автоматизма.
Сама идея маркировки уникальна, интересна и найдет свое практическое применение. Но чтобы все это заработало, нужен колоссальный труд. Тем более что сроки сильно ограничены, хоть и сдвинуты на полгода. Полгода — это небольшой срок, за который надо очень много сделать. Хотелось бы, чтобы предприниматели не теряли время зря и вошли в систему в установленные сроки. Важно понимать, что маркированные товары будут отгружаться только в те аптеки, которые зарегистрированы в системе МДЛП.
Чего можно ожидать? Аптеки в Приморье сейчас на перепутье, два таких крупных потрясения (маркировка и смена налогового режима) уже поспособствовали закрытию некоторых. Цены на лекарства, скорее всего, вырастут на 10–20%. Кроме того, придется пересматривать ассортимент. Грамотный предприниматель сделает все, чтобы любой покупатель получил лекарства по всем категориям. Другой вопрос в широте. По одной позиции в аптеке могло быть на сегодняшний день пять предложений, после пересмотра ассортимента бизнесмен вынужден будет оставить 1–3 предложения. В этом плане однозначно ассортимент аптеки будет сокращаться.
Источник: конкурент.ру ( https://konkurent.ru/article/26048?page=2)
Другие новости