img
Инструкция по входу в ЛК
Зарегистрироваться на цикл
Для регистрации на образовательные циклы нажимаем сюда

Новости

Первая помощь посетителю: право или обязанность?

Вернуться назад

Посетителю аптеки внезапно стало плохо. Что может сделать фармацевт? Как минимум, вызвать скорую помощь, как максимум – броситься спасать клиента самостоятельно. Разбираемся в ситуации с точки зрения закона и существующих стандартов, чтобы не остаться в стороне, но и не пострадать самому.

Первая или медицинская?

Клиентами аптеки часто становятся люди, страдающие хроническими заболеваниями. Поэтому фармацевты на рабочем месте рискуют столкнуться с внештатными ситуациями в виде сердечного приступа или аллергической реакции немедленного типа у посетителя. Да и от скользких ступенек, лютого мороза или палящего солнца, которые могут привести к ургентному состоянию вполне здорового человека, не застрахован никто.

Для начала следует определиться с понятиями «первая помощь» и «медицинская помощь». По закону медико-санитарную помощь имеют право оказывать только квалифицированные специалисты, обладающие разрешением на такой вид деятельности, т.е. медицинские работники и медорганизации. А вот первая помощь, согласно ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «…до оказания медицинской помощи оказывается гражданам…лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или специальном правом и имеющими соответствующую подготовку». [1]

Напрямую сотрудники аптек в этом законном акте не упоминаются, однако, ФГОС фармацевтического образования подразумевает подготовку к оказанию первой помощи. Получается, что это все-таки обязанность?

Делай, что должно

В ст. 31 ФЗ № 323-ФЗ лица, обязанные оказывать первую медицинскую помощь, помимо необходимых навыков, должны быть призваны к этому законом или какими-либо нормативными актами. [1] Первая помощь как обязанность фармацевтических работников не указана ни в действующих законодательных нормах, ни в правилах НАП, ни в профессиональных стандартах.

Соответственно, решение приводить посетителя в чувство не обязательное юридическое требование, а право фармацевта, которым он может воспользоваться на добровольной основе.

Однако для помощи посетителю одной решимости мало, необходимо четко представлять себе, когда она действительно необходима. Список неотложных состояний и комплекс мероприятий по оказанию первой помощи содержатся в приказе Минздравсоцразвития России № 477н от 04.05.2012. [2]

Когда необходима помощь

К состояниям, требующим оказания первой помощи, в приказе № 477н отнесены:

  • отсутствие сознания
  • остановка дыхания и кровообращения
  • наружные кровотечения
  • инородные тела верхних дыхательных путей
  • травмы различных областей тела.
  • ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения
  • отморожение и другие эффекты воздействия низких температур
  • отравления.

Алгоритм конкретных действий, например, при непроходимости дыхательных путей состоит из вызова бригады скорой помощи; запрокидывания головы с подъемом подбородка; выдвижения нижней челюсти (во избежание западения языка, асфиксии, аспирации рвотными массами); определения наличия дыхания; определения наличия кровообращения и проверки пульса на магистральных артериях. [2]

Давать ли лекарства?

Вместе с тем возникает актуальный вопрос: а как же использование лекарственных средств? В аптеке их предостаточно, фармацевты обладают специальными знаниями по их применению.

Вышеупомянутым приказом № 447 и федеральным законом «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» использование лекарственных препаратов при оказании первой помощи не предусмотрено. Письмо Минздрава РФ от 29.08.2013 №14–3/3055979–13422 в вопросе привлечения медикаментозных средств поддерживает действующие нормы – «не положено», также обращая внимание на то, что аптечки для неотложной помощи комплектуются медицинскими изделиями. Лекарственные средства в состав подобных аптечек не входят. [3]

Однако в другом письме регулятора, от 05.10.2018 № 14-3/2095930, приводится исключение из правил: при оказании первой помощи допустимо применять препараты, которые ранее были назначены человеку врачом. А пациент, к примеру, просто забыл принять очередную таблетку, и ему стало плохо. [4] В такой ситуации фармацевту необходимо уточнить диагноз у посетителя, узнать, какие средства он принимает, и оперативно предложить препарат из ассортимента аптеки. Причем искомый препарат, т.к. аналог может оказать непредсказуемый эффект при ургентном состоянии, не принести облегчения или вызвать аллергическую реакцию.

Алгоритмы благих намерений

Столкнувшись с необходимостью оказания экстренной помощи в торговом зале аптеки, фармацевтам стоит действовать крайне осторожно. В случае ошибки, повлекшей за собой фатальные последствия, предусмотрена уголовная ответственность или судебные тяжбы с пострадавшим, здоровью которого был нанесен вред.

Желательно, чтобы в каждой аптечной организации имелись СОПы с четкими алгоритмами действий, перечнем необходимых медизделий по показаниям, указанием мест их хранения. Это может быть, например, аптечка для оказания первой помощи работникам, утвержденная приказом Минздрава № 1331н, или дублирующий комплект медизделий для посетителей. [5]

Также в СОПе нужно прописать порядок пополнения аптечек израсходованными средствами и процедуру их списания, которая найдет отражение в отчетных документах.

Не все случаи вписываются в алгоритмы и правила, если ситуация приобретает форму «жизни и смерти», то неоднозначный вопрос применения лекарств в неотложной помощи придется решить в пользу пациента. Взвесив все обстоятельства, на свой страх и риск…

Ссылка на оригинал: https://pharma360.ru/article/pervaya-pomoshh-posetitelyu-pravo-ili-obyazannost

Другие новости

Диагноз, которого нет: что надо знать про вегетососудистую дистонию

Читать полностью

Что нужно знать фармацевту о тиоктовой кислоте

Читать полностью

Биохимический анализ крови

Читать полностью

«Герофарм» получил принудительную лицензию на семаглутид от правительства

Читать полностью
Оставайтесь с нами на связи!
Подпишись на нашу новостную рассылку
Полезные ссылки Министерство Здравоохранения ПК Роспотребнадзор Росздравнадзор РосТруд Минздрав РФ
Методический центр аккредитации Портал НМиФО Совет НМиФО Маркировка лекарств Уполномоченный по правам предпренимателей в ПК
© Ассоциация
"Фармацевтическое содружество"
Сделано с img в #айтуми img

айтуми медиа

Мы делаем интернет лучше

#айтуми

Друзья!

Так случилось (при участии третьих лиц), что в процессе модернизации сайта безвозвратно утеряны данные о регистрации! Просим всех, кто ранее регистрировался, пройти регистрацию ещё раз.
Спасибо за понимание!
img Вход в аккаунт Вступить в АФС Пробный период Регистрация на цикл

Ассоциация "Фармацевтическое содружество"

Ассоциация "Фармацевтическое содружество" — профессиональная организация для координации предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих профессиональных интересов на фармацевтическом рынке.

Об ассоциации
  • Об ассоциации:

  • О нас
  • Совет ассоциации
  • Преимущества членства
  • Как стать участником АФС
  • Партнеры
  • Документы
  • Наши проекты
  • Контакты
Обучение
  • Обучение:

  • Повышение квалификации
  • Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование
    • Высшее фармацевтическое образование
    • Среднее фармацевтическое образование
  • Образование
Аккредитация
  • Аккредитация:

  • Первичная аккредитация
    • Высшее фармацевтическое образование
    • Среднее фармацевтическое образование
  • Специализированная аккредитация
  • Периодическая аккредитация
    • Высшее фармацевтическое образование
    • Среднее фармацевтическое образование
Биржа труда
  • Биржа труда:

  • Вакансии
  • Ищу работу
Новости FAQ Опросы Галерея Мероприятия Нормативные документы
и информационные материалы
Онлайн-вебинары

Полезные ссылки

Департамент Здравоохранения ПК Методический центр аккредитации
Росздравнадзор Роспотребнадзор
РосТруд Минздрав РФ
Портал НМиФО Совет НМиФО
Маркировка лекарств Уполномоченный по правам
предпренимателей в ПК