Что удобнее для потребителя – доставка лекарства на дом или возможность самостоятельно забрать забронированный заказ в аптеке?
После разрешения онлайн-торговли ответ на этот вопрос ищут многие представители фармсообщества. И пока он весьма неоднозначен. Период самоизоляции значительно поднял актуальность доставки аптечных товаров курьером. Но как только заболеваемость ковидом стала снижаться, упала и потребность в таком сервисе. Так стоит ли аптеке в него вкладываться?
Редактор газеты «ФМ. Фармация и Медицина» Анна Гришунина побывала на нескольких аптечных конференциях и собрала много достойных внимания и обсуждения мнений
«Доставка – неживой сегмент. При заказе на 1500 рублей отдавать 10% за доставку – нереально. Нет там экономической выгоды», – говорит Анатолий Тенцер, директор по развитию НПК «Катрен» (Аптека.ру).
Похожее мнение и у гендиректора аптечных сетей «НеоФарм» Евгения Нифантьева: "Даже зеленый человечек на велике, и то отказывается <доставлять лекарства>. И желтый тоже. Не работает эта схема на доставке домой, потому что издержки намного выше". Онлайн-рынок в фарме не такой большой, как себе представляют сторонние игроки. Если заказы на доставку поделить на всех, никому ничего не достанется. Гораздо удобнее забирать товар из аптеки, утверждает он: «Почему Wildberries обогнал Озон? Потому что начал открывать свои пункты выдачи заказов. Людям удобно планировать свое время, заказать, выбрать точку выдачи и зайти в удобное для них время, чтобы забрать уже собранный заказ».
У Wildberries нет никаких законодательных ограничений на доставку. При этом 90% их оборота обеспечивают именно такие заказы. Такой вот офлайн, совмещенный с онлайном, по мнению спикера, никуда не денется. «Это очень удобно – прийти в аптеку, получить заказ, что-то купить в торговом зале, получить консультацию у фармацевта», – утверждает Евгений Нифантьев.
Онлайн-торговля лекарствами уже навсегда останется с нами, вне зависимости от ситуации с коронавирусом, и доля ее будет только расти, считает директор по электронной коммерции аптечной сети «Фармаимпекс» Артем Графов.
«Фармимпекс», представленной более чем в 20-ти регионах, не новичок на рынке онлайн. Сервис по продаже лекарств через интернет компания запустила еще в 2017 году, а с марта этого года вступила в партнерство с сервисом «Яндекс. Такси» по доставке нелекарственных средств потребителям.
«Конкуренция сейчас в этой области бешеная», - отмечает Артем Графов. Но несмотря на обилие конкурентов, есть некоторые точки роста, за счет которых можно войти в соперничество с лидерами рынка. Это скорость доставки товара со склада в аптеку, скорость курьерской доставки заказчику, удачное расположение точек самовывоза, ну и, конечно, ассортимент.
Из-за введенных в законе о дистанционной торговле лекарствами ограничений по численности аптек в сети многие фарморганизации не смогли получить разрешение на онлайн-торговлю. В том числе и большинство членов Ассоциации независимых аптек (АСНА).
«С моей точки зрения, требование к численности аптек излишнее. Его можно было бы смягчить. Одиночные аптеки в регионах вполне могли соблюдать все требования к доставке и соответствовать уровню сервиса», - говорит директор по электронной коммерции ГК АСНА Максим Ржезников.
Большинству членов ассоциации ничего не остается, как сконцентрироваться на развитии услуги «Click and Collect» – закажи на сайте и забери из ближайшей аптеки. Она пользуется успехом у покупателей, и с каждым днем ее востребованность растет.
Аптечная сеть «Вита» тоже активно развивает эту услугу.
«Онлайн-заказ выгоден для аптеки, так как выше средний чек, - подмечает директор по маркетингу и коммуникациям данной сети Максим Ульянов. - Но нам также важно привести клиента в аптеку. Тем более, что начитаться отзывов в интернете и купить то, что тебе не нужно, не лучший вариант для пациента. А в аптеке есть профессиональные фармацевты, которые могут подсказать, порекомендовать».
Недавно аптечная сеть объединилась с сервисом DocDoc (сейчас – «СберЗдоровье»), который позволяет клиентам сети получать бесплатную консультацию столичного врача за определенную покупку или за выполнение определенных условий.
«С этим доп. сервисом аптека приобретает статус технологичности, не просто места отпуска лекарств, - рассказывает г-н Ульянов. - Мы сначала думали, что на это откликнутся больше города-миллионники, но куда в большей степени услуга оказалась востребована в регионах, где плохо с врачами: либо их нет, либо качество их помощи людей не устраивает»…
Как вы считаете, в развитие чего стоит больше вкладываться: онлайн-заказов с доставкой или системы Click and Collect? Поделитесь своими соображениями!
Ссылка на оригинал: https://www.facebook.com/groups/309252912545817/permalink/1804229739714786/
Другие новости