«Почта России» начнет доставлять на дом лекарства, заказанные на партнерских маркетплейсах и в интернет-аптеках, лицензия на дистанционную торговлю медикаментами уже получена, сообщил представитель компании газете «Ведомости». Задействовать ресурсы «Почты России» для дистанционной торговли рецептурными медикаментами в начале года предложил Всероссийский союз пациентов.
Представитель «Почты России» сообщил, что для развития нового направления компания инвестировала 3 млн руб. в модернизацию логистического центра во Внуково, выделив там отдельную зону для хранения препаратов. Также планируется увеличить число сотрудников и закупить термоконтейнеры для перевозки лекарств курьерами. С кем именно «Почта России» будет сотрудничать, не уточняется.
В мае 2020 года «Почта России» объявила о выходе на рынок доставки лекарств. На первых этапах компания доставляла до аптек только товары, не требующие лицензирования. Тогда же заместитель гендиректора компании по электронной коммерции Алексей Скатин сообщал о планах заняться доставкой лекарств, требующих лицензирования.
https://www.kommersant.ru/doc/4837743
Дмитрий Шестоперов, Мария Котова
«Почта России» начала доставлять лекарства от дистрибуторов в аптеки. В дальнейшем госкомпания планирует заняться и доставкой их конечным покупателям — пока разрешения на это аптекам только начинают выдавать. Эксперты сомневаются, что у «Почты России» найдутся достаточные ресурсы для доставки на дом в виде транспорта и курьеров.
«Почта России» вышла на рынок доставки лекарств, она уже осуществляет логистику между дистрибуторами и аптеками, а позднее планирует доставлять заказы и напрямую покупателю, рассказал “Ъ” представитель госкомпании. Партнеров там не раскрывают, но уточняют, что компания работает «с профильными маркетплейсами». Сейчас «Почта России» осуществляет доставку только до аптек и только товаров, не требующих специальных условий хранения и транспортировки, сообщил заместитель гендиректора компании по электронной коммерции Алексей Скатин.
Второй этап предполагает расширение ассортимента с возможностью перевозить более сложные товары, требующие лицензирования. Третий этап — развитие сервиса для доставки лекарств конечным покупателям»,— добавил он.
«Почта России» давно интересовалась фармацевтическим рынком. Ее бывший гендиректор (сейчас — первый заместитель гендиректора) Николай Подгузов неоднократно говорил о планах доставлять лекарства населению, в том числе силами почтальонов. В декабре «Почта России» запустила пилотный проект по продаже лекарств в трех почтовых отделениях в Самарской области.
Онлайн-торговля лекарствами с доставкой на дом долгое время была ограничена законодательно. 3 апреля президент РФ Владимир Путин подписал закон о дистанционной торговле лекарствами, а 18 мая правительство утвердило правила их онлайн-продажи. Многие из опрошенных “Ъ” участников рынка электронной торговли критиковали документ, увидев в нем преференции для аптечных сетей, поскольку торговлю через маркетплейсы он не разрешил. В частности, постановление обязывает иметь лицензию на фармацевтическую деятельность, полученную не позднее чем год назад, и не менее десяти торговых точек. Первые разрешения на торговлю по новым правилам столичные аптеки начали получать 27 мая, сообщал Росздравнадзор по Москве.
Даже до легализации онлайн-торговли лекарствами этот рынок активно рос, так как многие компании, в том числе онлайн-ритейлер Ozon, находили пути обхода запрета, например, через онлайн-заказ с самовывозом из аптек. По оценке партнера Data Insight Бориса Овчинникова, в 2019 году этот рынок вырос более чем на 90%, примерно до 86 млрд руб. Всего через онлайн, по подсчетам агентства, в прошлом году было сделано 52 млн заказов этой категории, примерно 5% из которых доставлялись на дом.
Вне зависимости от того, кто первым сможет наладить доставку лекарств по новым правилам, вряд ли сам факт ее легализации существенно повлияет на темпы развития рынка, считает Борис Овчинников. «Это будет премиальный сервис. Многие покупатели уже освоили формат самовывозом, их будет сложно переучивать на новый формат»,— рассуждает он.
По оценке директора по развитию RNC Pharma Николая Беспалова, на долю онлайн-бронирования и серой доставки сейчас приходится до 7% розничного рынка лекарств. В перспективе ближайших двух лет онлайн-сегмент может легко занять до 15–20% рынка, прогнозирует он. При этом у господина Беспалова есть сомнения и по поводу планов «Почты России» доставлять лекарства до конечного потребителя, так как для этого у нее нет достаточных ресурсов — курьеров и транспорта.
Выход на рынок лекарств подразумевает существенную регуляторную нагрузку, а значит, работу и инвестиции в области обеспечения качества, предупреждает руководитель практики по работе с компаниями сферы здравоохранения и фармацевтики КПМГ в России и СНГ Виктория Самсонова. Кроме того, напоминает она, с 1 июля обязательным станет участие в национальной системе маркировки, что для «Почты России» будет означать необходимость настройки IT-систем, модификации ряда бизнес-процессов и предварительного тестирования типовых трансакций с контрагентами.
Другие новости