Спустя три года после внесения в нижнюю палату парламента депутаты Госдумы приняли законопроект о производственных аптеках во втором и третьем чтении. Он вступит в силу 1 сентября 2023 года. Документ должен возродить практику изготовления лекарств в аптеках, которая практически была уничтожена после 2010 года.
Как оценивают новый закон эксперты фармацевтической отрасли?
Первый заместитель председателя Комитета по охране здоровья Госдумы Леонид Огуль
– Закон призван возродить производство в аптеках фармацевтических препаратов в индивидуальных дозировках, которые выписываются врачом под конкретного пациента. Это в том числе лекарства офф-лейбл, то есть с минимальной дозировкой, которые нужны, к примеру, детям с низкой массой тела. Закон обеспечит персонализированный подход в медицине.
Николай Беспалов, директором по развитию аналитической компании RNC Pharma
Сейчас в России около 450–500 производственных аптек на всю страну. Это примерно 0,7% от общего количества аптек.
Есть отдельные состояния здоровья, при которых необходимы определенные лекарственные средства, которые сейчас могут обеспечить только производственные аптеки.
За последние 20–30 лет значимость таких аптек действительно сильно сократилась, сейчас это узкая ниша, которая промышленности почти не интересна, но, если представить, что производственных аптек в одночасье не станет – это будет серьезной проблемой.
Очень важен баланс, который без целенаправленной политики Минздрава и Минпромторга в этом направлении невозможен. При этом закрытие производственных аптек – это выпадение из медицинской отрасли важного сегмента медпомощи.
Константин Емешин, к.м.н, блогер, председатель правления Школы реальной политики, Барнаул
Принятый документ я пока не изучал, но хочу с осторожностью напомнить, что дьявол кроется в деталях... Возрождение производственных аптек выглядит вполне логично. Но для того, чтобы аптека могла заниматься производством лекарств, ей надо будет выполнить множество колоссально сложных в исполнении требований. Думаю, они даже окажутся излишними. В общем, идея может как действительно оказаться полезной, так и перейти в разряд бессмысленных.
Потому что бюрократия всегда начинает выдумывать все новые и новые требования, и соответствовать им становится все менее и менее реально. И от их соблюдения в итоге выигрывают не пациент и даже не производитель, а только бюрократия.
Но это понять можно, потому что в случае любого происшествия придет прокуратура и начнет проверять чисто формальное вещи – соблюдено ли вот это, получена ли лицензия на это, где гарантировано качество препарата…
Мария Литвинова, исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений «Союзфарма»:
Ассоциация поддерживает почти все положения законопроекта, однако считает неправильным запрещать работать в качестве производственных аптек индивидуальным предпринимателям, особенно если учитывать небольшое количество таких организаций по стране в целом.
Лицензии на производственную фармацевтическую деятельность в России имеют 16 ИП. Это не много, но сам по себе факт ограничения очень печалит.
Тем более все говорят о проблеме оказания лекарственной помощи в труднодоступных регионах, но решить ее никому не удается.
Научный руководитель сети клиник иммунореабилитации и превентивной медицины Grand Clinic Ольга Шуппо
Реализация законопроекта придаст новый импульс развитию персонифицированного подхода, к которому стремится система здравоохранения.
Гормональные, витаминные и другие препараты часто нужны пациентам в индивидуальных дозировках. Персонализированные дозировки несут минимальный побочный эффект для пациентов.
Открытие производственных аптек – это огромный шаг вперед к созданию персонализированной медицины будущего.
Алексей Мартынов, член генсовета «Деловой России» и совета директоров АО «БАРС Груп»
Основным препятствием является то, что в реестре находится мало субстанций, которые могут продаваться для реализации в аптеках. Чем больше будет таких субстанций, тем больше будет номенклатура препаратов, которые можно будет производить в аптечных условиях. Кроме того, нужно изменить фасовку, чтобы они поставлялись не в упаковках по 25 кг, а в упаковках, удобных и необходимых, вплоть до 100 граммов.
Аптечное производство может оптимизировать и персонализировать подход к лечению пациентов, а в некоторых случаях – снизить нехватку лекарственных препаратов.
Евгений Нифантьев, депутат Госдумы
Я думаю, что это будет постепенно возвращаться, сегодня в стране, насколько я помню, 460 аптек, которые имеют возможность изготовления готовых лекарственных форм, 40 из них расположены в Москве. Это, кстати, государственные бюджетные учреждения здравоохранения города, у Москвы есть своя сеть аптек.
Я думаю, что это будет, конечно же, востребовано, востребовано это будет и для дефектурных позиций, с возможностью их изготовления по прописи в таких аптеках, и также это имеет большую перспективу для лечения редких и орфанных заболеваний. Это сложно, это, на мой взгляд, не полетит одномоментно.
До сентября следующего года будет разработка нормативной документации для того, чтобы это все корректно работало, но это на самом деле очень важный шаг в том, чтобы развивалась фармацевтическая отрасль, именно для продвижения таких редких препаратов.
Ссылка на оригинал: https://t.me/CRO1ASNA/1109
Другие новости