Новости
Владимир Путин поручил Минздраву и Минпромторгу разобраться в ситуации с дефицитом препаратов
Вернуться назадПриводим отрывок из стенограммы совещания.
В. Путин. Я попросил бы сейчас Михаила Михайловича Кузнецова из ОНФ несколько слов сказать о лекарственном обеспечении. Дело в чём? Дело в том, что, во-первых, и цены подросли у нас за последнее время, и наблюдался определённый дефицит по некоторым лекарственным препаратам.
Несмотря на то что у нас наблюдается рост производства фармацевтической продукции – за три квартала прошлого года он составил примерно 22 процента – и 60 процентов у нас на рынке уже отечественных лекарственных препаратов, тем не менее и дефицит образовался по некоторым препаратам, и цены подросли.
Это мы видим по результатам выборочной проверки, которая была проведена в торговых аптечных сетях.
Пожалуйста, Михаил Михайлович.
М.Кузнецов: Уважаемый Владимир Владимирович!
Действительно, на горячую линию Народного фронта поступают обращения с жалобами на невозможность купить отдельные препараты, назначенные врачом. Чаще всего люди сталкиваются с дефицитом наиболее популярных лекарств, которые выписывают в связи с сезонными заболеваниями – гриппом, ОРВИ, – это антибиотики иностранных торговых марок «Амоксиклав» и «Супракс» и жаропонижающее «Нурофен». Кроме того, «выскочил» «Тамоксифен» – это онкологический препарат.
Важно отметить, что это наиболее востребованные торговые наименования, у которых есть альтернативные препараты с тем же действующим веществом – преимущественно российского производства.
Приведу некоторые примеры из нашего выборочного мониторинга. Если брать группу антибиотиков с действующим веществом амоксициллин, то есть нехватка в 54 регионах по 25 торговым наименованиям. В группе антибиотиков с действующим веществом цефиксим – нехватка в 33 регионах по четырём торговым наименованиям. Надо отметить, что очень востребованы именно детские формы антибиотиков – суспензии и растворимые таблетки. Именно их чаще всего предпочитают родители, а они преимущественно как раз западного производства.
В группе противовоспалительных препаратов с действующим веществом ибупрофен нехватка в 43 регионах по десяти торговым наименованиям. Проблема с тамоксифеном выявлена в 27 регионах по пяти торговым наименованиям.
Врачи должны действительно выписывать рецепт на лекарства с определённым действующим веществом. Но мы видим на практике, что и доктор, и пациент выбирают наиболее распространённые торговые наименования, а они зачастую импортные. Это приводит к нехватке лекарств в период всплеска сезонных заболеваний и вызывает переживания у людей.
Передо мной лежит рецепт из Тюмени, где в соответствии с приказом Минздрава действующее вещество амоксициллин написано на латыни. Всё правильно. Но внизу в скобках название [препарата] – «Флемоксин Солютаб». Врача можно понять, потому что пациент спрашивает, что купить в аптеке, и врач выписывает то, что считает приоритетным.
С учётом того что по абсолютному большинству дефицитных препаратов существуют российские аналоги, есть ощущение, что нужна отдельная программа по продвижению отечественных лекарств среди пациентов, врачей, а главное – фармацевтов в аптеках. Такую работу западные фармацевтические компании вели на системной основе долгое время, многие годы. От мнения фармацевта-первостольника в аптеке зачастую зависит финальный выбор лекарства пациентом.
Уважаемый Владимир Владимирович, доклад закончен.
В.Путин: Спасибо.
(Обращаясь к М.Мурашко.) Михаил Альбертович, какие Ваши оценки?
М.Мурашко: Уважаемый Владимир Владимирович!
В период пандемии стало очевидно, что повышенный ажиотажный спрос, особенно на одну и ту же медицинскую продукцию, потребовал развития отечественного фармацевтического производства и других процедур: по ускоренному прохождению регистрации, подтверждению безопасности и выходу на рынок. Поэтому Правительством ещё в период пандемии был разработан комплекс мер, позволивший ведомствам исполнить обязательства перед гражданами. Фактически в период пандемии основная масса лекарственных препаратов была отечественного производства.
Хочу отметить, что в целом по году на рынок в Российской Федерации вводится порядка шести миллиардов упаковок лекарственных препаратов. Готовясь к сегодняшнему совещанию, мы из системы маркировки, которая нам позволяет видеть каждую упаковку в обороте, констатируем, что уже 70 процентов на рынке – это отечественные препараты. Именно [благодаря] отечественным препаратам в сложные периоды мы фактически можем рассчитывать на стабильность производства.
Мы видим, что созданная Правительством аналитическая витрина – эта фактически компиляция данных из всех информационных систем – позволяет в том числе своевременно давать задание на увеличение того или иного производства или на процедуру быстрой, ускоренной регистрации препаратов. Аналитическая витрина анализирует данные и по закупкам, и по продаже в аптечных организациях, в амбулаторном сегменте. И конечно, принятые решения позволяют нам двигаться значительно быстрее.
Хочу отметить, что в период подъёма заболеваемости респираторными [инфекциями] всегда отмечается увеличение спроса на антибактериальные и жаропонижающие препараты. В последние три года разные препараты выходили на топ потребления. То, что сейчас сказал Михаил Михайлович, в первую очередь связано именно с приверженностью к тем или иным торговым наименованиям. В частности, по препаратам-антибиотикам, которые он упомянул, из 14 производителей четыре – отечественных. Сами препараты с международным непатентованным названием присутствуют в аптеках.
Хотел бы привести ещё пример, когда ажиотажный спрос создаёт в том числе дефицит на рынке, как это было с препаратами для щитовидной железы, с левотироксином натрия. Тогда был, по сути дела, десятикратный месячный спрос в связи с ажиотажем, возникшим на рынке, и дистрибьюторы не всегда успевали своевременно поставить [препараты] в аптеку. Отечественные производители подхватили [решение] этой проблемы, и на сегодняшний день мы видим, что объём потребления препарата значительно ниже среднемесячных [показателей] предыдущего периода, что говорит о формировании домашних запасов. Главное, чтобы люди не забывали о сроках годности лекарственных препаратов при формировании таких запасов.
Что касается жаропонижающих препаратов: в линейке жаропонижающих препаратов достаточно большое количество – в том числе детских форм – как отечественного, так и зарубежного производства. Хочу отметить, что, действительно, на некоторые торговые наименования ибупрофена был повышен спрос. На сегодняшний день, видя по витринам, что объём потребления и заболеваемость требовали увеличения производства, мы с Минпромторгом приняли дополнительные меры по выпуску в гражданский оборот и фактически моментально купировали эту ситуацию.
Ещё одна задача – это мониторинг цен и своевременное принятие решения, в случае если у производителя формируется стоимость препарата выше, чем затраты. По жизненно важным лекарственным препаратам удорожание за прошлый период составило 1,9 процента – это значительно ниже уровня инфляции. По не включённым в жизненно важный список препаратам она на десять процентов ниже, чем уровень инфляции в среднем по стране.
Ещё один важный момент – это физическая доступность, когда мы говорим о наличии пунктов отпуска [лекарств]. Приняты по Вашему поручению решения о дистанционной торговле безрецептурными препаратами. Сегодня около 500 таких компаний на рынке – они обеспечивают население препаратами по заявкам. В том числе мы приняли решение: все фельдшерско-акушерские пункты в населённых пунктах, где нет аптечных организаций – таких фельдшерско-акушерских пунктов 36 в стране – получили лицензии, и сегодня они имеют право отпускать лекарственные препараты населению. В том числе Росздравнадзор контролирует обеспечение льготными лекарственными препаратами. Сегодня цифры невысокие, ниже 0,1 процента, и, соответственно, регионы своевременно обеспечивают лекарственными препаратами.
И последнее. Мы видим тревоги, которые возникают у населения, – это клинические исследования новых лекарственных препаратов на рынке и их вывод. Сегодня отечественная промышленность в рамках тех стратегических мероприятий, которые были сформированы [в связи] с новыми вызовами, сформировала перечень приоритетных лекарственных препаратов. Клинические исследования, проводимые на рынке Российской Федерации, сегодня увеличились, конечно же, за счёт преимущественно отечественных производителей.
Михаил Михайлович абсолютно прав в своём выступлении, [говоря о том,] что отечественным производителям и нам нужно активнее поддерживать продвижение лекарственных препаратов для того, чтобы формировалось именно импортозамещение, и объяснять, что лекарственные препараты абсолютно такого же качества. В прошлом году мы с производителями провели несколько таких сессий. Они показывают хороший результат, производители это отмечают, поэтому мы продолжим этот комплекс мероприятий. Министерство промышленности и торговли – это наш надёжный партнёр, который «протезирует» потребность в лекарственных препаратах на рынке Российской Федерации.
Доклад закончил. Спасибо большое.
В.Путин: Поскольку Михаил Альбертович упомянул о собственном производстве, я в этой связи попросил бы Дениса Валентиновича Мантурова прокомментировать то, что было сказано Министром здравоохранения, в том числе коснуться и вопросов, связанных с собственными разработками и клиническими испытаниями.
Пожалуйста.
Д.Мантуров: Спасибо большое, уважаемый Владимир Владимирович.
Фармацевтическая отрасль за последние годы существенно расширила свои мощности и компетенции и продуктовые линейки. Набранные темпы сохранились, и в прошлом году, мы уже отметили, по трём кварталам прошлого года, по оперативной статистике, производство увеличилось более чем на 15 процентов к уровню 2021 года.
Российские фармкомпании выпускают в необходимом количестве основные препараты, вакцины для профилактики и лечения гриппа, коронавируса, ОРВИ. При увеличении спроса, как Михаил Альбертович уже отметил, мы оперативно перенастраиваем по предприятиям линии на особо востребованные позиции. В целом на сегодня предприятия фармпроизводства составляют 82 процента всех наименований из перечня жизненно необходимых, важнейших лекарственных препаратов. При этом отрасль продолжает наращивать технологическую независимость на ключевых этапах производственного цикла, включая сырьё.
В прошлом году открыто семь предприятий, которые наладили выпуск широкой линейки субстанций. Сейчас в рамках новой инвестплатформы запускаем с ВЭБ.РФ долгосрочную программу по этому направлению, и за счёт неё будет создано ещё около 145 новых субстанций.
Также по Вашему поручению, Владимир Владимирович, продолжаем работать по малотоннажной химии. Учитывая, что некоторые зарубежные производители могут «заморозить» поставки, мы активизировали вопросы, связанные с клиническими исследованиями. И на сегодняшний день эта работа активно проводится: 130 лекарственных средств уже зарегистрированы, выросли клинические исследования практически на треть – с 395 в 2021 году до 525 в 2022 году. Здесь Минздрав нам активно помогает, и мы продолжим наращивать эти темпы.
Сейчас на разных стадиях испытаний ещё около десятка новых препаратов. При этом стимулом для разработчиков станет механизм так называемого продукта на полку. Мы подготовили в Правительстве данный инструмент к утверждению, и благодаря ему будут созданы российские аналоги, которые можно быстро вывести на рынок, если прекратятся поставки отдельных импортных лекарств.
Всё это способствует становлению независимой фармотрасли и, конечно же, лекарственной безопасности страны. Будем продолжать эту усиленную работу по обозначенному мною направлению.
Владимир Владимирович, если позволите, хотел воспользоваться возможностью и сказать несколько слов о статусе медицинской промышленности. Если можно минуту, да?
В.Путин: Пожалуйста.
Д.Мантуров: Спасибо.
В медицинской промышленности производство в прошлом году выросло на 18 процентов. Рынок в целом увеличился почти на половину. За три квартала российская доля занимает около 25 процентов. За год открыто 10 новых производств по выпуску биоматериалов, эндопротезов, имплантов, аппаратов УЗИ и широкого ряда номенклатуры медицинского оборудования. Большинство этих разработок получили поддержку через Фонд развития промышленности, субсидии на НИОКРы и программу обратного инжиниринга. Мы буквально два года этим механизмом стали активно пользоваться, и он даёт свой результат. Также снижены страховые взносы и налог на прибыль для производителей рентгеновского оборудования и функциональной диагностики.
В целом за прошлый год по российским компаниям также зарегистрировано более 1100 новых медицинских изделий, на них мы с Минздравом оперативно распространили преференции при государственных закупках. Это позволяет не только вытеснять импорт из государственного сектора, но и увеличивает серийность, облегчая выход на открытый рынок. И, естественно, даёт возможность уже предприятиям в будущем повышать качество и технологическую независимость.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Я что хотел бы в этой связи отметить?
Первое ‒ это то, что мы, как известно, не запрещаем импорт, не ограничиваем его, мы работаем с производителями, которые традиционно работают на нашем рынке, иностранными производителями. Надо сказать, что многие продолжают эту работу в обычном режиме, но некоторые из них приостановили исследования, как мы видим. И конечно, здесь очень важно наращивать наши усилия по этому направлению. Надеюсь, что так и будет происходить. Это первое.
Второе связано с тем, что происходившие события, о которых мы сейчас говорим, не являются для нас чем-то новым, здесь вообще-то ничего необычного нет, это то же самое, что по некоторым другим отраслям происходит. И в целом мы понимаем, как на это реагировать, нужно будет только это сделать. Что я имею в виду? Нужно обеспечить товарные запасы наиболее востребованных лекарств в определённый промежуток времени.
Когда мы проходим осенне-зимний период, кроме того что мы одна из самых крупных газодобывающих стран, мы же закачиваем газ для прохождения пика осенне-зимнего периода в подземные хранилища. То же самое мы делаем по торговым сетям по ряду других позиций наиболее востребованных базовых продуктов.
Конечно, в фармацевтике своя специфика, это очевидная вещь, но подход один и тот же, и можно вполне обеспечить прохождение этого «гриппозного», условно так скажем, периода, потому что все мы знаем, что в это время наиболее востребованными являются жаропонижающие препараты, антибиотики и так далее. Но ничего же не мешает своевременно сформировать определённый резерв. Я просил бы Вас об этом подумать. Повторяю, это облегчило бы жизнь многих людей и не создавало бы никакого ажиотажа на рынке.
Я прошу над этим подумать всех, кто работает в этой сфере: и Минпром, и Минздрав. И надеюсь, что будут сделаны соответствующе предложения, и они будут реализованы.
Ссылка на оригинал: http://kremlin.ru/events/president/news/70385
Другие новости