Воскобойник Светлана
юрист в фармотрасли
Пандусы, благодаря которым маломобильные группы населения могут самостоятельно или с небольшой помощью попасть в аптеку уже привычны глазу. А вот таблички со шрифтом Брайля, которые входят в комплекс мероприятий по доступности для инвалидов по зрению, можно увидеть не часто. Разберем законы, регламентирующие таблички со шрифтом Брайля у входа в аптеку.
Формально ИП здесь не упомянуты, и можно считать, что к аптекам-ИП это требование не относится. Но всегда надо помнить, что в соответствии с нормами закона № 323-ФЗ ИП приравнены к организациям, оказывающим услуги в сфере охраны здоровья, и всегда можно будет выстроить цепочку, по которой будет прослеживаться такая обязанность и для ИП. Можно, конечно, выбрать другую тактику и дожидаться активной судебной практики.
Для людей с нарушением зрения такие таблички «должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема».
наименование объекта: должно быть отображено в верхней части тактильно-визуальной схемы шрифтом Брайля и плоскопечатным или рельефно-линейным шрифтом)
содержание: описание к схеме должно быть помещено рядом с названием тактильно-визуальной схемы или легендой. Оно может быть опущено, если тактильно-визуальная схема в нем не нуждается. Также может быть выполнено в виде аудиофайла с прослушиванием через наушники
легенда (условные обозначения): должна содержать все типы рельефных знаков (рельефные или рельефно-графические символы и метки, буквенные и цифровые символы), текстуры, использованные на этой тактильно-визуальной схеме, и объяснения к ним плоскопечатным и рельефно-точечным шрифтом
иное информационное содержание;
дата изготовления и контактная информация производителя (разработчика) этой тактильно-визуальной схемы
а) обеспечение доступности зданий и сооружений организации за счет размещения надписей шрифтом Брайля, а также за счет оборудования их пандусами, широкими дверными проемами и т.п.
б) обеспечение доступности услуг организации за счет изменения порядка предоставления этих услуг, оказания инвалидам дополнительной помощи при их получении, и т.п.
Из общих рекомендаций Минтруда по устранению барьеров окружающей среды для инвалидов с нарушением зрения выделены следующие:
а) устранение информационных и физических барьеров на пути движения
б) предоставление информации в доступном виде (например, укрупненный шрифт, плоско-точечный шрифт Брайля, контрастные знаки)
в) допуск тифлопереводчика ( человек, который визуальный ряд для инвалида по зрению доводит с помощью слов)
г) допуск собаки проводника
Проверки аптек по соблюдению требований беспрепятственного доступа инвалидов для получения лекарственной помощи проходят волнами. Причинами проверки, как правило, становятся жалобы самих покупателей или их представителей. Однако это могут быть и плановые или внеплановые проверки контролирующих органов. На прокуратуру мораторий 24-го года не распространяется, а Роспотребнадзор может выйти на внеплановую проверку по жалобе потребителя-инвалида. В основном, требования по соблюдению прав инвалидов по доступной среде проверяют представители прокуратуры.
Списки контрольных вопросов Росздравнадзора (приказ Росздравнадзора от 16.09.2022 № 8700) содержат лишь отсылку к п.21 НАП. В этих вопросах говорится о необходимости обеспечения беспрепятственного входа/выхода для лиц с ограниченными возможностями или возможности вызова фармацевтического работника (в случае если есть конструктивные особенности аптеки, которые препятствуют соблюдению требований законодательства о защите инвалидов). Ответы на эти вопросы дают представление о соблюдении или несоблюдении аптекой обязательных требований.
С 1 января 2018 года в Федеральном законе № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее – Закон № 181-ФЗ) появилась норма, согласно которой права инвалидов, предусмотренные действующим законодательством, будут соблюдаться через проведение, в том числе, федерального государственного контроля в сфере обращения ЛС. Таким образом, проверка Росздравнадзором требований, «разбросанных» по разным нормативным актам, регламентирующим защиту прав этой категории граждан, возможна.
Поскольку в НАП есть требования, касающиеся инвалидов, органы прокуратуры стремятся наказать (судя по статистике вынесенных прокурорами постановлений) аптеку по ст. 14.1. КоАП РФ (ответственность за нарушение лицензионных требований по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ влечет наложение штрафа:
Однако, в соответствии с п.18 постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях» в тех случаях, когда административная ответственность за нарушение лицензионных требований, установлена другими статьями КоАП РФ, то действия лица следует квалифицировать по специальной норме КоАП РФ. В этом случае неисполнение требований закона по адаптации аптеки или ее услуг для нужд инвалидов может стать причиной привлечения к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ. Этой статьей предусмотрены штрафы поменьше:
Хотя Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» установлено, что мероприятия по приспособлению объектов (аптек) к нуждам инвалидов, указанные в ч.1 ст. 15 Закона 181-ФЗ, применяются «исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам», судебная практика по этому вопросу не имеет единства в решениях и давно действующие объекты инфраструктуры суды обязывали установить необходимые технические приспособления для обеспечения доступа инвалидов.
В связи с этим, в целом для обеспечения прав инвалидов аптечным организациям можно использовать следующий алгоритм действий:
Это основные моменты, которые проверяла прокуратура с 2016 года. Дополнительные моменты:
В качестве информационно-методических материалов можно использовать рекомендации по оценке доступности для инвалидов объектов и услуг торговли, утв. приказом Минпромторга РФ от 23.12.2020 № 4608.
Ссылка на оригинал: https://pharmznanie.ru/article/tablichki-so-shriftom-braylya-v-organizacii
Другие новости