Регуляторы подкинули не один, а сразу несколько поводов для беспокойства.
«Маркировка, онлайн-продажи лекарств, стагнация самого рынка, отмена ЕНВД со следующего года, а еще – страх, который поселился в нашем сознании в связи с новым ценообразованием»,– с перечисления вызовов, которые нависли над аптечной розницей, начал пленарное заседание с говорящим названием «Русские горки аптечного бизнеса» модератор встречи, генеральный директор «НоваМедика» Александр Кузин.
По мнению гендиректора «Неофарм» Евгения Нифантьева, отмена ЕНВД сильно поменяет расклад сил на фармрынке. «Те, кто платил белую зарплату и ЕНВД, для них, действительно, ничего не поменяется. А у тех, кто платил серую зарплату и ЕНВД, будет принципиальная разница. Потому что вытаскивать и получать наличные деньги для того, чтобы их отдать в конверте фармацевту и провизору, станет сложнее»,– объясняет он.
Аптек меньше не станет, заверяет владелец пермской сети «Аптека со склада» Николай Шаврин: «Никто не собираются ни сдаваться, ни продаваться. Те, кто с 1 января будет платить налоги по новой системе, вынуждены будут придумывать что-то новое для повышения конкурентоспособности. Закроют нерентабельные точки и продолжат работу».
Особую нервозность добавляет выход на аптечное поприще крупных продуктовых ритейлеров, таких как «Магнит» и «Х5»: чего ждать от новых конкурентов, которые растут не по дням, а по часам? И это не фигурально. Руководитель проекта «Здоровье» сети «Магнит» Валерия Солок подтверждает: 60–70 новых аптек сеть открывает каждую неделю в своих магазинах. Нащупывают ассортимент, подумывают о выпуске аптечных товаров под собственной торговой маркой.
На низком старте «Яндекс маркет», «Озон», «Беру», AliExpress, Wildberries и другие маркет-плейсы, желающие дополнить свой ассортимент еще и медикаментами. Все ждут закона о дистанционной торговле лекарствами.
Анастасия Лысикова, менеджер по развитию бизнеса китайской AliExpress/Tmall, одной из крупнейших торговых мировых онлайн-площадок, признается: «Фармпроект для компании нов, и Россия – первая страна, где мы надеемся реализовать его. Ни в Китае, ни в любой другой стране мира такая форма продажи фармтоваров не разрешена».
«По количеству изменений следующий год, по моему мнению, будет сопоставим с эпохой начала начал», – говорит гендиректор АСНА, член координационного совета РААС Александр Шишкин.
Уже почти никто не сомневается, что доставку фармпрепаратов разрешат. В очередной раз обсуждали, кто будет доставлять лекарства потребителям: фармацевты или обычные курьеры.
«Бромдигидрохлорфенилбензодиазепин, – без запинки произносит исполнительный директор РААС Нелли Игнатьева.– Курьер никогда так не сможет», утверждает она, имея в виду не его речевые навыки, а способность проконсультировать пациента.
Собственно курьерская доставка, вне зависимости от отрасли, сокращается, зато все более популярными становятся пункты выдачи заказов, постоматы, подмечает Александр Шишкин. И конечно же, гиганты рынка, которые имеют развитую сеть таких пунктов, окажутся на более выгодных позициях, чем аптеки.
Эта фраза звучала из уст не одного спикера. Сами же открывали аптеки дверь в дверь, пытаясь удушить конкурентов, отчаянно демпинговали, вовремя не расплачивались за товар.
«У нас получился в результате какой-то кровавый океан, где никто ничего не зарабатывал, все только теряли. И весь рынок жил только товарными кредитами от производителя к дистрибуции, от дистрибуции к аптекам, – говорит Евгений Нифантьев.– В результате законодатели хотят ограничить отсрочку платежа до 60 дней. Можете себе представить, что с нашим рынком случится, когда дистрибьютор будет покупать лекарства на 60 дней и без возможности отсрочки?.. Здесь может произойти коллапс, достаточно большое потрясение на рынке – как после ядерной зимы… То, что у нас назрел серьезный пузырь, который должен прорваться в 2020‑м, максимум – в 21‑м году, на мой взгляд, факт».
Еще од на горя ча я тема, подброшенная регуляторами: что будет, если для аптек законодательно ограничат маркетинговые бюджеты пятью процентами? Смогут ли фармритейлеры выжить на фронт-марже?
«Я бы хотел, чтобы все внимательно относились к тому, что происходит,– призывает Александр Шишкин. – Нас ждут серьезные вызовы. Надо партнериться в любых комбинациях, не троллить друг друга, а жить дружно, по-партнерски».
Одна из самых жарких дискуссий развернулась вокруг агрегаторов онлайн-заказов лекарств: стоит ли аптекам партнериться с подобными сервисами?
Почему многие аптеки с удовольствием сотрудничают с компаниями-агрегаторами при том, что получают от них всего лишь мизерные 4–7%? Объяснить решил Евгений Нифантьев: полученные от покупателя деньги аптека должна отдавать агрегатору, как правило, через 90 дней – считайте беспроцентный кредит.
«Это игла наркомана,– говорит он.– Ты видишь в кассе деньги, тебе нужно заплатить их позже, у тебя денежный поток увеличивается, но прибыль уменьшается. Далее все переходит в глухой минус. А потом к тебе приходят и говорят: «ты будешь деньги платить не через 90 дней, а через 60, или 30, или 15». И тогда наступает банкротство. Я не говорю, что все к этому подошли. Я сказал, что это неминуемо, и это нужно понимать. Здесь нет партнерства. Здесь партнерство в одни ворота».
Возразить ему взялся директор по маркетингу «Аптека.ру» Игорь Чуднов: «Сейчас более 17 тысяч аптек выдают наши заказы. Некоторые даже хотят 5‑летнего договора с нами, чтобы мы не передумали с ними работать. Более того: некоторые аптеки за собственный счет брендируют себя: просят разрешения на использование бренда «Аптека.ру». При анализе примерно 350 аптек по истечении трех месяцев собственные продажи аптек и увеличились на 20%, а наш рост исчисляется 200–300%».
Представительница аптечной сети из Краснодара взяла слово, чтобы поведать о своем отрицательном опыте работы с «Аптекой.ру». Сервис использовали для привлечения трафика в одну из аптек. Клиентов прибавилось, но валовая прибыль уменьшилась. И спустя три месяца от сотрудничества пришлось отказаться. Скоро все вернулось на круги своя: и покупатели, и выручка.
«Мы распорядились по-другому, – вступает в обсуждение руководитель екатеринбургской сети в 40 точек.– Там, где были слабые аптеки, пустили «Аптеку.ру» и получили неплохой ответ. А там, где дела идут отлично, мы их не пускаем. Остались довольны друг другом».
«Как ни крути, как ни формируй доходность, ты должен обеспечить в розничной точке наценку 25% из бек- или из фронт-маржи – вынь да положь, – напоминает законы экономики Александр Шишкин. – А если прибыль 4–7%, приходится перекладывать наценку на другой товар, который в офлайне, завышать ее».
Интересно, что депрессии у аптечных сетей не наблюдается, подмечает владелец аптечной сети «Здоровье» из Усть-Лабинска (Краснодарский край) Василий Слепов. «Есть две категории на рынке,– говорит он. – Первая – малочисленная и небольшая по товарообороту – одиночные маленькие аптеки. Они ничего не знают о том, что меняется система налогообложения, и когда задаешь им вопрос: «как вы готовитесь?», они спрашивают в ответ: «А что будет?» – «Ну как, ЕНВД отменяют». – «А что будет?» – «Будет УСН». И они начинают записывать, как это пишется, как расшифровывается, чтобы потом погуглить».
Понятно, что в момент турбулентности такие организации просто «схлопнутся», продолжает Василий Слепов, а их место займут более прозрачные, более технологичные, более конкурентные аптеки.
Газета «ФМ. Фармация и Медицина» № 21, 2019
Источник: Фарма РФ
Другие новости